Россия заняла 3-е место в мире по субсидированию низких цен на топливо. Об этом было сказано в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая провела соответствующее исследование.
Объем субсидирования низких цен на топливо в России составил 116 млрд долл США.
На 1-м месте оказались США с показателем в 502 млрд долл США, а на 2-м - Китай - 279 млрд долл США.
Всего ОЭСР насчитала 550 мер по поддержке цен на топливо в 34 странах, в которых проходило исследование.
Общий объем субсидирования составил 1,9 трлн долл США, что равняется 8% государственных расходов или 2,5% мирового ВВП.
Субсидирование низких цен на топливо, в общем случае, это совокупность всех официальных мер, которые в случае прямого субсидирования или косвенного ( например, отмена уплаты налога с продаж / НДС или за счет выпуска отечественного топлива с низкими затратами), делают розничную цену топлива ниже по сравнению с обычными промышленными товарами.
Около 70% объемов субсидирования в мире касается нефти и нефтепродуктов.
Еще 12% приходится на уголь, а 18% — на природный газ.
Авторы исследования отмечают, что поддержка низких цен на топливо за счет субсидирования вредна для экономики.
Она приводит к перекладыванию издержек, к росту косвенных платежей и повышению налогов.
В итоге потребители, покупая дешевое топливо, платят за него даже большую цену.
Хуже другое.
При субсидировании цен на топливо понижаются стимулы на разработку более совершенных транспортных средств.
В американских легковушках расход топлива на 3-3,5 л/100 км больше, чем в ЕС.
Российские грузовики не могут дотянуть до уровня экологических стандартов, принятых в ЕС.
Бензин в России является самым дешевым в Европе.
Топливо в стране стоит также меньше, чем в Китае и США.
В то же время, бензин в России дороже, чем в большинстве нефтедобывающих стран Персидского залива.
Кроме того, если сравнивать не просто цены, а соотношение цен на топливо и средних доходов населения, Россия продемонстрирует средние по миру показатели.
Добавим, что Минфин РФ удивлен бездействием Федеральной антимонопольной службы в связи с необоснованным ростом цен на моторное топливо, делился как-то мнением с журналистами зам министра финансов РФ С. Шаталов.
«Мы считаем, что те цены, которые сегодня на автозаправках, они уже не соответствуют действительности. Это дополнительная премия, которую получают нефтяные компании, и то, что ФАС не следит за этими ценами, - это нас немного напрягает», – сказал замглавы Минфина.
«Я думаю, что ФАС здесь должен работать немного активнее», - добавил С. Шаталов.
Он пояснил, что рыночная цена на автомобильный бензин и дизельное топливо в России определяется как равнодоходная с ценами на внешних рынках.
Однако при определении цены учитывается акциз на топливо 3 класса, который значительно выше акциза на топливо 4-го и 5-го классов.
«Но сегодня ситуация уже такая, что примерно 70% бензина на нашем рынке – это 4-й и 5-й класс, и около 50% дизельного топлива – это тоже четвертый и пятый классы», - сказал С. Шаталов.
Определяя рыночную цену, по мнению С. Шаталова, необходимо смотреть на всю корзину, то есть на ставку акциза по всем классам моторного топлива.
Обеспокоенность Минфина РФ высокими ценами на бензин вероятнее всего связана с тем, что в министерстве понимают, что новая инициатива их ведомства, связанная с финансовым наполнением дорожного фонда, ляжет дополнительным бременем на плечи нефтяникам и в конечном итоге отразится на потребителях ещё большим повышением цен на топливо.