2 августа 2013 г Минэнерго РФ и ФАС провели заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов.
Похоже, Минэнерго придется вернуться к практике проведения еженедельных заседаний Штаба, практиковавшейся с конца ноября 2011 г до середины осени 2012 г.
В начале 2011 г уже была похожая ситуация.
Тогда В.Путин вынес вердикт: причина роста цен проста – грубо извлечь необоснованную прибыль.
Тогда для стабилизации цен на рынке было предложено ввести следующие меры:
- для сглаживания сезонных колебаний цен на нефтепродукты предложено формировать резервы
- календарные графики ремонта НПЗ согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором на предмет равномерности по срокам ремонта
- проработать вопрос о создании биржевого комитета на рынке нефтепродуктов. Напомним, ранее была достигнута договоренность об обязательной продаже через биржу до 15% сырья
В нынешнем заседании приняли участие представители всех крупных нефтяных компаний.
Вели заседание замминистра энергетики К. Молодцов и замглавы ФАС РФ А. Голомолзин.
Во 2-м квартале 2013 г произошло увеличение экспорта бензина на 56,3%, до 1,61 млн т бензина.
Чиновники затребовали объяснения причин экспортирования товарного бензина вместо реализации его на внутреннем рынке.
Участники мероприятия отмечают, что одна из причин роста цен на бензин - сокращение поставок бензина из Белоруссии.
Поскольку спрос на бензин в России растет быстрее предложения, то в 3-м квартале 2013 г возможен дефицит без дополнительных поставок белорусского бензина.
Ныне для стабилизации цен на рынке было предложено запретить экспорт бензина с марта по октябрь 2013 г, поставлять из Белоруссии не менее 150 тыс т/мес нефтепродуктов, повысить экспортную пошлину на нетоварный бензин и сырье для нефтехимии.
Минэнерго РФ предложило нефтяным компаниям снизить поставки бензина на внешний рынок, пока на внутреннем сохраняется сложная ситуация с ростом цен на бензин.
Можно рекомендовать чиновникам прислушиваться к капиталистическим закономерностям в развитии общества и вместо запретительных мер, попытаться включить экономические рычаги, сделав реализацию внутри страны более выгодной.
И, конечно, возобновить еженедельные заседания штаба по Мониторингу производства и потребления нефтепродуктов.
Согласно сообщению Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ с 22 по 29 июля 2013 г выросли на 0,5 %, дизтопливо - на 0,3%.
Темп роста цен увеличился по сравнению с предыдущей неделей, когда был зафиксирован прирост стоимости автобензина на 0,2 %.
При этом автотопливо дорожает 2-ю неделю подряд, до этого потребительские цены не менялись несколько недель.
Беспокойство регуляторов рынка вызывает возможный рост розничной стоимости топлива.
При росте стоимости, в случае недостаточного количества товара наступает его дефицит, забытое слово еще из социалистического лексикона.
Это уже происходило в конце 2010 г.
Как это может повторяться, особенно в стране, находящейся на нефтяной игле?
Как это возможно, когда нефтегазовая отрасль страны находится под тотальным контролем властей?
По данным ЦДУ ТЭК, объем выпуска автомобильного бензина в РФ в январе-июле 2013 г вырос на 2,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 г и составил 22,296 млн тонн.
Выпуск дизельного топлива увеличился на 3,2% - до 41,447 млн тонн.
Производство топочного мазута возросло на 2,1% - до 44,053 млн тонн, авиакеросина - на 0,4%, до 5,892 млн тонн.
Объем поставок нефтяного сырья на переработку в России возрос в январе-июле на 2,9% и составил 157,808 млн тонн.
Любопытно что, и увеличение с 1 августа 2013 г пошлины на экспорт бензина не смогло нормализовать ситуацию.
Напомним, пошлина на экспорт бензина, исходя из коэффициента 0,90, повысилась до 341,8 долл США/т с 332,2 долл США/т.
Кстати, с 1 августа 2013 г экспортные пошлины на нефть также повысила и Белоруссия. До российского уровня.
Напомним, прогнозы существенного увеличения цен на топливо в ближайшие 2 года давались экпертами ещё в начале мая 2013 г.
Правда, аргументы и причины у аналитиков были иные.
К такому выводу эксперты пришли, анализируя проект Основных направлений налоговой политики.
В частности, Минфин предлагает в 2016 г поднять ставки акцизов на Евро-5 до уровня ставок на Евро-4 на 2015 г.
Конкретные значения еще не называются, однако исходя из действующих к 2016 г, налоговая нагрузка на бензин класса Евро-5 вырастет вдвое – с 5143 руб до 10 358 руб за т.
Более того, цены на бензин могут быть увеличены, из-за увеличения акцизов на топливо.
Напомним, в начале апреля 2013 г в Минфине заявили, что за счёт нефтяников можно наполнить дорожный фонд.
В Минфине считают, что высококачественное топливо мало облагается налогом.
О том что все затраты будут переложены на потребителя, у экспертов сомнений не вызывает.
Новые дороги потребуют от Минфина собрать по 27 руб с барреля нефти.