Китайская провинция Цзилинь и группа Сумма З.Магомедова продолжают обсуждать проект строительства нового глубоководного порта в Зарубино на Дальнем Востоке России.
Для любознательных напомним, что перспективы З. Магомедова, однокурсника А.Дворковича, поколебались после известной истории с его двоюродным братом, экс вице-президентом Олимпийского комитета РФ А. Билаловым, но - обошлось.
Порт будет расположен в бухте Троицы, в 18 км от российской границы с Китаем.
Порт будет иметь перевалочную мощность 60 млн т/год и станет одним из крупнейших портов в Северо-Восточной Азии.
Порт будет использоваться для перевозки зерна, контейнеров, навалочных грузов и ро-ро перевозок (накатных грузов).
Общий объем инвестиций по проекту составит около 1 млрд долл США, причем Сумма инвестирует около 33 млрд рублей.
Обе стороны будут сотрудничать в привлечении грузопотока и способствовать развитию 2-стороннего коридора с упрощенными таможенными процедурами.
Соглашение об этом стороны заключили еще в мае 2014 г, во время визита В.Путина в Китай, который запомнился подписанием 30-летнего контракта на поставку российского газа.
Но продолжают обсуждение.
В 2014 г Группа Сумма прикупила участок 100 га у структур, близких к экс - губернатору С.Дарькину.
Известно, что китайские инвесторы в основном заинтересованы в получении доступа к российским природным ресурсам, и не особо интересуются созданием производственных предприятий и созданием рабочих мест для россиян, используя китайскую рабочую силу.
Хотя граждане Дальнего Востока подтверждают, что без китайцев приграничные регионы России существенно потеряют в развитии, тем не менее, местные жители не особо симпатизируют китайцам на Дальнем Востоке.
Но здесь - другой случай.
Порт в Зарубино нужен для Китая, потому что позволит быстрее доставлять грузы из быстро растущих северо-восточных провинций Цзилинь и Хэйлунцзян в южные провинции и отправлять на экспорт.
Ныне перевалка этого потока идет через порт Далянь, но через порт Зарубино путь сокращается на 1300 км.
В деньгах это экономия около 15%.
В июле 2014 г в г Харбине Группа Сумма уже подписала контракт с Хэйлуцзянской зерновой компанией на перевалку 10 млн т зерна и с Rusal - на перевалку 2 млн т глинозема.
Предполагается, что около 60 % грузов будут китайские перевозки, 10 % Китай - Япония, остальное - экспорт - импорт России.
Группе Сумма в партнерстве с Транснефтью уже принадлежит 50,1% НМТП в Новороссийске.
Есть у Суммы проект строительства нефтетерминала в порту Роттердама, но известно, что горсовет Роттердама в сентябре 2014 г планирует рассмотреть инициативу о запрете группе Сумма его строительства в контексте санкций ЕС.