Одним из решений конференции стало предложение о создании межведомственной рабочей группы с участием Министерства транспорта РФ и Министерства энергетики РФ для оценки возможностей производства битумных вяжущих из высоковязкой нефти. Также продолжится работа по разработке рекомендаций для сохранения качества битумных материалов при использовании авто- и железнодорожного транспорта, формированию критериев оценки испытательных лабораторий дорожно-строительных материалов и расценок на проведение лабораторных испытаний битумных вяжущих и асфальтобетона. В отдельное направление выделены мероприятия по подготовке и внесению изменений в ГОСТ 33133-2014 по температуре отгрузки, транспортировке и хранению вяжущих, а также разработка плана мероприятий по стандартизации в части перехода к оценке реологических характеристик вяжущих.
В девятый раз конференция объединяет на одной площадке представителей госрегуляторов, дорожно-строительных организаций, производителей и потребителей битумных вяжущих. О неоценимом вкладе мероприятия и выработанных решений для развития дорожной сети в своем выступлении сказал Помощник Президента РФ Игорь Левитин. При этом он отметил необходимость более комплексного подхода в определении потребностей битумных продуктов в связи с федеральными программами жилищного строительства и продолжение совместного поиска решения по сохранению сырьевой базы битумного бизнеса и ценообразования. В заключение Игорь Левитин поблагодарил организаторов и выразил надежду, что к следующей конференции принятые решения будут полноценно реализованы, как это было в прошлые годы. За 9 лет было принято более 60 решений, из которых 85% реализовано полностью.
Для успешной реализации намеченных решений в течение 2-х дней эксперты из разных компаний делились опытом. Так, в условиях сокращения сырьевой базы для изготовления качественных битумов важное значение имеют исследования по улучшению пластификаторами битумного вяжущего и в целом ПБВ. Итоги этой работы в своем докладе представила Марина Высоцкая, к.т.н., доцент кафедры «Автомобильные и железные дороги» Белгородского ГТУ им. В.Г. Шухова. Белгородские ученые продемонстрировали потенциал улучшения битума с добавлением пластификаторов, сформулировали требования к данным материалам для получения качественного битумного вяжущего.
Наталия Аветисова – эксперт научного Центра «Эластомеры» воронежского предприятия СИБУРа («Воронежсинтезкаучук»), крупнейшего производителя синтетических каучуков и термоэластопластов в России, рассказала про опыт подбора рецептур модифицированного битума с применением СБС-полимера в рамках методологии объемного проектирования Superpave и о горизонтах дальнейшего улучшения отечественных модификаторов для дорожного строительства.
Юлия Оганова из ФАУ «Росдорнии» представила проект по созданию акселератора дорожной отрасли, что позволит аккумулировать инновации и передовые технологии. Об этапах работы над разработкой нового ГОСТа на полимерно-битумные вяжущие в своем докладе представил Константин Могильный из «Автодор-Инжиниринг». После доклада была организована открытая дискуссия для поиска наиболее точных показателей, которые должны войти в новый документ.
Анатолий Новиковский, начальник отдела технологии и контроля качества ООО «РН-Битум», выступил с докладом про параметры оценки долговечности битумных вяжущих и первые результаты их экспериментальной апробации в рамках опытных участков, построенных под эгидой ФДА «Росавтодор» и ГК «Автодор» в 2018 и 2020 г.г.
И в завершении конференции были представлены два доклада об изучении процессов старения битумов – эксперта Андрея Харпаева из НИИ ТСК про современные подходы в оценке процессов старения битумных вяжущих и доктора Бернхарда Хофко из института транспорта Вены про совершенствование метода моделирования старения битумных вяжущих.
Подводя итог прошедшей конференции генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов в своем выступлении отметил: «На фоне непрогнозируемых вызовов 2020 года, производители битума сумели наладить работу в режиме антиковидных мер, более того, нарастить объемы и полностью закрыть потребности в битумных материалах на объектах транспортной инфраструктуры. Наша работа по повышению качества российских дорог идет на основе научной экспертизы. А многие решения идут на опережение и определяют будущие тренды дорожно-строительной отрасли».
В 2021 году IX межотраслевая конференция «PRO Битум и ПБВ» собрала более 700 специалистов государственных структур, нефтеперерабатывающей и дорожной отраслей из России, Европы, Азии и Латинской Америки. Конференция организована компаниями «Газпромнефть – Битумные материалы», «Роснефть Битум» и СИБУР при поддержке Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Автодор».
Х юбилейная конференция «PRO БИТУМ и ПБВ» состоится в Санкт-Петербурге в апреле 2022 года.
Автор: М. Короткова