Участники форума «Полимеры России 2010» согласились с тем, что обстановка в полимерном бизнес-сообществе крайне нездоровая и готовы совместными усилиями улучшать ее. Однако без помощи государства здесь вряд ли можно обойтись.
В четверг 7 октября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялся III Международный Форум «Полимеры России 2010», организованный консалтинговой компанией Creon. Мероприятие собрало десятки компаний, занятых производством, дистрибуцией и переработкой полимерной продукции. Именно переработка полимеров является главным двигателем всего российского полимерного рынка. Переработчики осваивают производство новых изделий из пластмасс, создавая тем самым спрос на новые марки полимеров, выпуск которых в свою очередь пытаются освоить поставщики. От благополучия переработчиков полимеров зависит динамика внутреннего спроса на полимерное сырье, а внутренний рынок на протяжении уже ряда лет является основным для всех российских компаний-производителей.
За прошедшие десять лет объем потребления полимеров в России вырос в 2,5 раза, и страна из нетто-экспортера стала нетто-импортером не только полимерной продукции, но и полимерного гранулята. На внутреннем рынке наблюдается хронический количественный и качественный дефицит полимеров, о причинах и характере которого мы уже рассказывали. В 2000 году объем выпуска полимеров составлял 1,7 млн т, а спрос - 2,2 млн т. В пиковом 2008 году объем производства вырос до 4,3 млн т, но спрос увеличился за эти годы еще больше, до 5,3 млн т. У страны сохраняются конкурентные сырьевые преимущества, реализация которых может сделать Россию крупным игроком глобального полимерного рынка. Однако сейчас развитие российской индустрии полимеров почти исключительно определяется потребностями внутреннего рынка. В течение ближайших пяти-шести лет такая ситуация точно сохранится. С краткой историей развития российской полимерной индустрии и текущей статистикой участников Форума познакомила вице-президент Creon Тамара Хазова.
Глава Creon Фарес Кильзие, открывая Форум, поблагодарил собравшихся за многолетнее доверие к компании, которая в течение долгого времени решает не только задачи бизнес-консалтинга, но и получила негласный мандат на интеграцию российского химического сообщества, вскрывая его проблемы и делая их обсуждение публичным. Благодаря этому химическая индустрия России и полимерный бизнес стали неотъемлемой частью российского информационного пространства и привлекли внимание высших чиновников страны. Однако освещение российского полимерного рынка, так же как и внимание властей к этому сектору экономики, имеет однобокий характер и сфокусировано главным образом на нескольких крупных компаниях-производителях полимеров, образующих олигополию на рынке. В то же время проблемы переработчиков, для которых эти компании выпускают продукцию, остаются в тени и фактически не решаются, что негативно сказывается на всех участниках отрасли, в том числе на производителях. Компания Creon рада, что удается исправить эту ситуацию и что в рамках Форума все эти проблемы были названы и вызвали живое обсуждение и поиск вариантов их решения.
Ключевой вопрос – выгодно ли в принципе перерабатывать полимеры в России при тех ценах на полимерное сырье, которые имеют место? Ряд участников Форума согласились с мыслью, что торговля готовой полимерной продукцией сейчас куда более выгодный и предсказуемый бизнес, нежели ее производство. Выступление директора завода «Иммид» Геннадия Шепеля, владельца небольшого предприятия по выпуску пластиковых труб в Вологодской области, было посвящено детальному анализу всех проблем, с которыми сталкиваются российские переработчики полимеров, и вызвало бурную реакцию участников мероприятия. Основные объемы российского полиэтилена трубных марок поступают крупным переработчикам («Полипластик») по долгосрочным контрактам. Таким образом, имея большие масштабы производства и получая сырье по более низким контрактным ценам, крупные игроки отрасли имеют меньшую себестоимость и выдавливают с рынка малых игроков. Мощности «Иммида» позволяют сформировать достаточно крупный ежегодный объем потребления, при котором поставщикам было бы выгодно продавать им полиэтилен напрямую, минуя трейдеров, однако финансовых ресурсов для этого у малых игроков рынка недостаточно. Государство при декларативной поддержке малого бизнеса на практике решить эти проблемы не может.
Глава «Полипластика» Мирон Гориловский высказал мнение, что бороться с завышением цен российскими поставщиками полимерного сырья можно только одним способом – путем увеличения импорта гранулята. Поскольку не все переработчики в силу разного масштаба производства могут делать это самостоятельно, эту задачу должны выполнять трейдеры, консолидируя заказы и закупая крупные партии полимерного сырья за рубежом. Присутствовавший на Форуме генеральный директор компании «Европластик» Сергей Арбузов подтвердил, что именно такая схема работы востребована рынком и что российский трейдинг должен уходить от посреднических к сервисным функциям, консолидировать заказы и интересы мелких потребителей полимеров. Господин Гориловский заметил, что существующее количество игроков трубного рынка в России избыточно и в перспективе нескольких лет должно сократиться в пять раз до 20 компаний, заводы каждой из которых должны иметь единичную мощность не менее 12-15 тыс. т. Соответственно, консолидация индустрии переработки пластмасс неизбежна.
Другой, не менее больной для переработчиков вопрос, это качество российского полимерного сырья. Особенно остро эта проблема стоит для производителей стретч-пленки, которая выпускается из линейного полиэтилена. Производство последнего в России существует, однако качество гранулята не отличается стабильностью и производители пленки, от лица которых на Форуме выступил руководитель направления «стретч-пленки» компании «Нова Ролл» Илья Богомолов, вынуждены решать проблему, смешивая российский гранулят с импортным. Начальник аналитического отдела НКНХ, производителя российского линейного полиэтилена, Радик Ахметов объяснил проблемы с его качеством небольшим опытом производства. В ходе дискуссии другой причиной такой ситуации, характерной и для других секторов полимерного рынка, участники Форума назвали отсутствие единого технического центра производителей стретч-пленки, вырабатывающего общие стандарты, при том, что на российском рынке работает только полтора десятка ее производителей. Кроме того, картину портит технологический «зоопарк» разнообразного упаковочного оборудования, значительная часть которого может использовать и самую дешевую пленку, производимого из дешевого низкокачественного сырья. Соответственно, для решения проблемы качества у производителей нет стимулов, пока не будет изменений у переработчиков и конечных потребителей.
В то же время инвестиционные планы российских нефтехимических компаний предполагают наращивание производства, что не может не отразиться на отечественном полимерном рынке. На Форуме информацию об этом раскрыли представители «ЛУКойла» и НКНХ. При этом компании ориентируются не только на собственные, но и на сторонние проекты. В частности необходимостью наращивания экспорта во избежание затоваривания рынка полипропилена после запуска завода «Сибура» в Тобольске в 2013 году НКНХ объясняет то, что уже сейчас компания ограничивает поставки этого полимера на внутренний рынок, чтобы не потерять экспортные каналы сбыта. При этом завод «Сибура» будет производить гомополимер, тогда как НКНХ выпускает блок-сополимер, на это несоответствие в объяснении обратили внимание участники Форума.
«ЛУКойл» планирует до конца года запустить в украинском Калуше собственное производство ПВХ, часть которого (30 тыс. т) компания будет перерабатывать самостоятельно. «ЛУКойл» традиционно предпочитает реализовывать нефтехимическую продукцию через трейдеров, поскольку работать с крупными для компании объемами (в частности от 20 тыс. т полиэтилена) могут немногие потребители. Одним из таких потребителей является «Полипластик», который в рамках ранее подписанного контракта еще в течение четырех лет будет иметь право приоритетных поставок полиэтилена трубных марок. Глава отвечающего за реализацию продуктов нефтехимии подразделения «ЛУКойла» Александр Раппопорт объяснил такие преференции стратегическим решением, поддержкой крупного игрока, который способен двигать вперед рынок. У участников Форума, однако, вызвала удивление столь высокая планка минимального годового заказа, поскольку у других поставщиков она ниже. С позицией «ЛУКойла» согласился Радик Ахметов из НКНХ, компании не интересны малотоннажные отгрузки, малые партии технологически выпускать нерентабельно, поэтому вопросами сбыта занимаются трейдеры во главе с «Европластиком». Генеральный директор данной компании Сергей Арбузов сообщил, что, несмотря на нестабильность бизнеса переработчиков полимеров, его рентабельность (10-15%) в несколько раз выше, чем у производителей гранулята (около 5%).
Причины финансовой нестабильности участники Форум определили достаточно быстро. Долгосрочные контракты с формулами цены, которые переработчики подписывают с поставщиками полимерного сырья, систематически нарушаются как теми, так и другими при изменении конъюнктуры рынков. Немногие российские производители полимеров могут полностью контролировать издержки, большинство зависимы от цен на углеводородное сырье, которые часто меняются. Об этом, в частности, говорил присутствовавший на форуме начальник управления маркетинга «Салаватнефтеоргсинтеза» Владимир Васильев. Поэтому формулы цен на полимеры могут пересматриваться достаточно часто. Тем не менее, формульное ценообразование, которое, в частности, широко используется «Сибуром», вызвало положительные отзывы у многих участников Форума. Компании, которые пока не имеют возможности работать с поставщиками полимеров на таких условиях, очень хотели бы к ним перейти.
Биржевых цен на полимеры, в отличие от ряда зарубежных стран, в России нет, и они не являются ориентиром для контрактных. Впрочем, и стремление к твердым и прозрачным договоренностям, сглаживанию «ценовой синусоиды», на которую обратил внимание генеральный директор трейдера «Шеллстоун Кемикализ» Максим Ходонин, отнюдь не является общим желанием всех участников рынка. При падении цен на рынке ниже контрактных, они массово нарушают контракты в поисках более дешевого сырья. При повышении цен выше контрактного уровня то же самое, в погоне за сиюминутной прибылью делают производители. Производственные и финансовые выгоды такой стратегии крайне сомнительны, не говоря уже о корпоративной репутации компаний, однако как избавиться от подобной азартной зависимости, участники рынка не знают.
По словам главы Creon Фареса Кильзие, именно крайне низкий уровень порядочности и взаимного доверия внутри полимерного бизнес-сообщества является главной проблемой российского полимерного рынка, которая лишает его перспектив развития. Вместо выработки общих правил игры участники рынка требуют друг от друга преференций, желая стать привилегированными, «блатными» игроками. По общему мнению участников Форума, уйти от этой схемы жизненно необходимо, однако без помощи и регулирования ситуации государственными органами здесь вряд ли можно обойтись. О том, как именно это будет происходить, станет ясно на будущих мероприятиях компании Creon, посвященных полимерному бизнесу в России.