Проекты освоения нефтегазовых ресурсов полуострова Ямал по праву можно назвать одними из приоритетных направлений развития нефтегазовой отрасли.
4 октября 2012 г в Москве прошла 2-я международная конференция, посвящённая нефтегазовым перспективам Ямала.
Программа конференции включала обсуждение таких вопросов, как транспортировка и новые рынки сбыта, технологические проблемы освоения месторождений и вопросы экологической безопасности, проект Ямал СПГ и многое другое.
Обширная повестка диктуется масштабностью самой темы.
Проект разработки месторождений Ямала начал реализовываться в конце 1990-х годов благодаря поддержке государства.
На Ямале открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений.
Общий объем подтвержденных запасов газа оценивается в 22 трлн м3 газа, а объем предположительных запасов – в 16 трлн м3 газа.
Разработка крупнейшего в регионе Бованенковского месторождения природного газа началась в 1997 году.
В 2002 г Газпром объявил Ямал регионом стратегического интереса, и Российское правительство начало направлять денежные средства в проект для развития инфраструктуры и последующего строительства терминала сжиженного газа.
Однако перспективы Ямала стали менее понятны в связи с текущими реалиями: началом промышленной добычи сланцевого газа, попытками ЕС уйти от стратегии долгосрочных контрактов на покупку газа в связи со снижением его дефицита на мировых рынках и многое другое.
Международная Конференция «Полуостров Ямал: нефтегазовые перспективы» началась с пленарной сессии «Полуостров Ямал: важнейший регион стратегического развития ТЭК России».
Первым выступающим был В. Богоявленский член-корр РАН, зам директора института проблем нефти и газа РАН по науке(Арктика и Мировой океан).
В. Богоявленский выступил с докладом «Ямальский регион: перспективы и проблемы освоения ресурсов нефти и газа».
В своём сообщении В. Богоявленский особо отметил необходимость учитывать процессы термоэрозии и термоабразии при строительстве добывающей инфраструктуры в прибрежной зоне.
В некоторых районах море размывает в год до 10 м берега.
В институте проводятся и космические исследования территории – над Ямалом постоянно наблюдаются гари.
В год выгорает очень много тайги, в связи с чем уже около 32% территории поменяло ландшафт по растительности.
По мнению В. Богоявленского, разговоры о том что для изучения Арктики делается чрезвычайно мало несостоятельны.
Стоит только вспомнить что СССР 1-й начала добычу углеводородов на суше Арктики: на Мессояхском месторождении в 1969 г, и на Медвежьем – в 1972г.
Варандей является самым северным нефтяным терминалом в мире – и это тоже предмет для гордости.
Но самое главное считает В. Богоявленский – это то, что Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом.
В плане целесообразности добычи В. Богоявленский считает, что не нужно гнаться за шельфовыми месторождениями, далеко отстоящими от сухопутного берега, первоначально необходимо освоить те запасы, которые расположены ближе.
Ледовый покров в районе Ямала держится в течение большей части зимы, когда температура колеблется от -20 до -300С.
«Гигантские пласты льда на Ямале имеют толщину до нескольких метров и могут находиться глубоко под поверхностью моря. Это создает проблемы для морских трубопроводов, так как лед может повредить или даже разрезать трубопровод. Компаниям придется вкладывать большие средства в технологии, которые позволят защитить их трубопроводы».
Сильно озабочен В. Богоявленский глобальным изменением климата. «Любое потепление может привести к таянию этих пластов льда и к всплыванию элементов инфраструктуры. Морские месторождения превратятся в месторождения на суше»- сообщил В.Богоявленский.
Но, главное, что В.Богоявленский назвал конкретный порог эффективности разработки месторождений. По его словам, «сложные условия на Ямале делают бурение там экономически необоснованным, если цена на нефть опустится ниже 100 долл США».
Сессию продолжил доклад А. Казака, 1-го зам гендиректора по науке НИИгазэкономика «Проблемы оценки экономической и социальной эффективности освоения ресурсов нефти и газа ЯНАО с учётом влияния мультипликативного эффекта».
По его словам, общий объем инвестиций в Ямал оценивается в 3,8 трлн рублей, при этом предполагается создать 75 тыс рабочих мест в ходе реализации проекта в Красноярском крае.
Во время дискуссии последовавшей после доклада, было обсуждение вопроса господдержки. Господдержку ни в коем случае не следует рассматривать как субсидирование, ведь без господдержки зачастую многие проекту попросту бы не были даже начаты.
Чрезвычайно интересным для участвующих стал заключительный доклад сессии Г. Люксембурга – гендиректора компании Ямал СПГ «Проект Ямал СПГ: особенности реализации».
Ямал СПГ – пилотный проект по созданию мощностей по производству СПГ на полуострове.
В плане реализации Ямал СПГ, по словам Г. Люксембурга, даже не стоит сравнивать с Сахалинским проектом.
Там была открытая вода – по которой круглогодично могли приходить все необходимые грузы, на Ямале навигация продолжается всего 76 дней и со дня на день - 7-10 октября 2012 г должна быть закончена.
Именно по этому, кстати, и принято было строительство аэропорта в населённом пункте Сабетта (близ которого идёт строительство инфраструктуры Ямал СПГ).
Первоначально рассматривался вариант вертолётного обслуживания проекта – но он был признан финансово нецелесообразным.
Строящийся аэропорт по плану должен заработать в 2014 г.
Взлётная полоса будущего аэропорта будет составлять 3 км.
Стратегия танкерного обслуживания Ямал СПГ, по словам Г. Люксембурга, продумана следующим образом – оно будет доверено сторонней организации, с которым сотрудничество будет заключено на основе 30-летнего тайм-чартерного контракта.
Сейчас на месторождение работает около 1200 человек – мест катастрофически не хватает.
Правда, 11 октября 2012 г будет введено ещё одно жилое здание – на этот раз уже нового образца.
«Ожидается, что объем СПГ достигнет 16,5 млн т/ год, и терминал будет работать 340 дней в году. Основные рынки для Ямал СПГ включают Китай, Корею и Европу» - оптимистично закончил он.
Вообще же руководители проекта стремятся как можно больше автоматизировать проект и минимизировать количество людей.
Для этого и применяются технологии «Clever Field» (Умное месторождение), разработанные компанией Schlumberger (Шлюмберже), с которой подписан соответствующий контракт.
Кстати, попутно заметим, что Schlumberger может заняться добычей нефти в России в ближайшее время.
Доклад вызвал повышенный интерес и обсуждение, которые продолжились в кулуарах.
После обеденного перерыва начатая сессия была продолжена, после чего сменилась заключительной сессией конференции «Технологические вызовы и экологические аспекты разработки месторождений Ямала».
Фотоотчёт с конференции можно увидеть здесь.