Перспективы развития Балтийского региона в контексте развития нефтепереработки, транспортной инфраструктуры и перевалочных мощностей, а также практические аспекты нефтеторговли обсудили в этом году в Петербурге трейдеры и представители крупнейших транспортно-логистических компаний Северо-Запада и региональные партнеры в рамках Второй Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции, организованной Confidence Capital.
С приветственным словом к делегатам Второй Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции по традиции обратился генеральный директор Confidence Capital А.Э. Руденко. «В результате значительных усилий, направленных на развитие портовой инфраструктуры российского северо-запада, Российская Федерация стала не только ведущим источником и экспортером энергоносителей, но и ведущим оператором экспортных мощностей в регионе, лидером в восточной Балтике. Именно поэтому нашей компанией и было создано и успешно проведено в Санкт-Петербурге в 2011 году информационное мероприятие, специально посвященное этой тематике - Балтийская нефтегазовая торгово-транспортная конференция. Успех этого мероприятия обусловили проведение второй конференции по этой тематике», сказал г-н Руденко.
В рамках первой сессии в обсуждении перспектив развития экспортных и торговых потоков с учетом влияния регуляторной базы ТС и ВТО и последних тенденций спроса на углеводороды в Европе приняли участие: менеджер по маркетингу Петербургского нефтяного терминала К.Котин;; заместитель директора департамента государственной политики в области технического регулирования, Министерства промышленности и торговли РФ Н.Новиков; а также Р. Бауманис – региональный Советник по Балтийскому региону компании Nord Stream, Д. Винницкий – директор, Евразийский научно-исследовательский центр сравнительного и международного финансового права; В. Таланов, эксперт практики международного торгового и таможенного права компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Владимир Таланов рассказал в своем выступлении о последствиях вступления России в ВТО, прокомментировал основные изменения, дал рекомендации. «Вступление в ВТО – подобно игре в шахматы, выигрывает тот, кто следит за игрой, внимательно продумывает стратегию. Бизнесу предоставили набор инструментов, которым необходимо научиться пользоваться», резюмировал свое выступление В.Таланов.
Кирилл Котин, менеджер по маркетингу Петербургского нефтяного терминала ознакомил присутствующих с тенденциями перераспределения экспортных грузопотоков нефтепродуктов, логистикой поставок, структурой нефтепереработки в РФ. По его словам, к настоящему времени структура мощностей по перевалке нефтепродуктов на экспорт на побережье Балтики сформировалась. Основными терминалами по перевалке нефтепродуктов на Северо- Западе РФ будут терминалы Усть-Луги, Приморска, Высоцка и Санкт- Петербурга, а после выхода на проектную мощность наиболее крупными терминалами региона станут терминалы в Усть-Луге и Приморске. Сложившийся профицит мощностей по перевалке нефтепродуктов уже в настоящее время заметно обострил конкуренцию среди нефтепродуктовых терминалов Балтийского региона, которая будет усиливаться из-за вступления России в ВТО. В основном, свободные мощности будут оставаться у терминалов, не связанных с ВИНК и крупными трейдерскими компаниями.
Н.Новиков в своем выступлении проинформировал делегатов об изменениях, которые произошли в области технического регулирования и рассказал о технических и организационных аспектах метрологического обеспечения ГИС «Нефтеконтроль». «Цель внедрения системы – получить прозрачную систему в области нефтеконтроля, для того чтобы создать рыночные механизмы, упорядочить рынок нефтепродуктов, удалить с рынка недобросовестных производителей и поставщиков нефтересурсов, сократить теневой оборот, сократить потери и увеличить доходную часть бюджета», сказал г-н Новиков.
Д.Винницкий выступил с докладом о Международном налогообложении трансграничных энергопоставок через присоединенную сеть.
Р. Бауманис рассказал о проектах «Норд Стрим» по наращиванию поставок газа в Европу.
В рамках первой сессии была организована панельная дискуссия на тему «Стратегии и перспективы развития Балтийского региона», основными участниками которой стали Глеб Городянкин – аналитик информационного агентства Рейтер, Данил Винницкий – директор Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного и международного финансового плана), а также Владимир Курка, руководитель проекта создания индустриальной зоны, Компания Усть-Луга. Выступление В.Курки вызвало повышенный интерес присутствующих, отвечая на вопросы из зала, представитель компании рассказал о проекте «Комплексное развитие Морского торгового Порта Усть-Луга и прилегающей территории». В планах компании создание пяти кластеров: транспортно-логистического, промышленного, агро-промышленного, туристско-рекреационного, сити-кластера. По словам В.Курки, уже создана определенная инфраструктура, компания готова работать в направлении привлечения инвесторов.
Во второй сессии информацию о перспективах нефтепереработки и подробный обзор рынка нефтепродуктов в России, С-З Европе, Беларуси представили докладчики из Белорусской нефтяной компании (Дмитрий Юдин), Рейтер (Глеб Городянкин), ЭПН – Консалтинг (Анастасия Первушкина), Platts (Динар Багаутдинов) и др.
Дмитрий Юдин обозначил перспективы экспорта нефтепродуктов в страны Балтии и Европы из Беларуси, описал структуру белорусского рынка нефтепродуктов, ключевые направления экспорта и планах ЗАО БНК по дальнейшему развитию деятельности.
Г. Городянкин представил особенности ценообразования и распределения потоков российской экспортной нефти на Балтике. В заключительной части своего доклада Г. Городянкин отметил, что не стоит ждать появления на рынке дополнительных объемов Urals, вероятно только перераспределение потоков. Государство продолжит политику регулирования объемов предложения Urals на рынках Европы через тарифные и нетарифные меры.
Д. Багаутдинов в своем докладе проанализировал рынок нефтепродуктов в Северо-западной
Европе, дал экспертный прогноз о том, как будет развиваться рынок, каков будет спрос.
В своем докладе о «Перспективах углубления российской нефтепереработки» А.Первушкина рассказала о причинах низкой глубины переработки в России, и обосновала экономическую целесообразность углубления переработки.
Особое внимание в рамках конференции было уделено вопросам развития региональной транспортной инфраструктуры и перевалочных мощностей региона, проблемам конкуренции и заполняемости терминалов. В сессиях, посвященных данной тематике приняли участие:
Александр Кочуков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ЦФТО, Российские железные дороги
Олег Глухов, заместитель капитана Большого порта Санкт-Петербурга по работе с филиалами
Вячеслав Гай, помощник генерального директора по безопасности мореплавания и ликвидации аварийных разливов нефти Порта Приморск,
Виталий Чернов, редактор информационно-аналитического агентства PortNews.
Конференция охватила также широкий спектр практических вопросов торговли и транспортировки, особенности ценообразования, ставок и тарифов, аспекты биржевой и арбитражной торговли, перспективы рынков нефти и нефтепродуктов в Рамках Таможенного Союза. К дискуссии по этой теме были привлечены:
Всеволод Соколов, директор по Северо-Западному региону СПбМТСБ
Геннадий Виноградов, начальник отдела ОТО и ТК № 2 Северо-Западного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России
Ричард Воттс, директор HR Maritime,
Наталья Ясеновец, технический управляющий лабораториями департамента нефти и нефтепродуктов SGS
Участниками Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в этом году стали представители таких компаний как: Лукойл Балтия, Газпром Нефть, Газпромнефть-МНГК, Российские железные дороги, порт Приморск, компания Усть-Луга, Петербургский нефтяной терминал, Большой Порт Санкт-Петербурга, Woodson Terminal, Белорусская Нефтяная Компания, КазТрансОйл, Евротранс, Параллель-М, Литаско, Koltech International, Новороссийский морской торговый порт, Петротранс-Приморск, Актобе нефтепереработка, Transport & Services, ORLEN Lietuva, Luna Group, Vesta Terminal, Balt Nafta, Lia Oil, Sandmark и многие другие.
Делегаты Второй Балтийской нефтегазовой торгово-трансопртной конференции сошлись во мнении, что необходимо проведение данного мероприятия на регулярной основе. Балтийская нефтегазовая торгово-транспортная конференция является единственным региональным мероприятием, предоставляющим подробный экспертный обзор и анализ текущей и прогнозируемой ситуации на рынках, генерирующих балтийский транзит и обслуживаемых балтийским транзитом. Поведение Третьей Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции запланировано на октябрь 2013 года.