В Москве состоялась 2-я международная конференция «Авиатопливо – 2013», в которой приняло участие более 100 делегатов. В числе участников мероприятия представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, ведущих российских ВИНК - «Лукойл», «ТНК – ВР» «Газпром нефть», российских и зарубежных топливозаправочных комплексов, аэропортов, авиакомпаний, компаний - поставщиков оборудования, научно-исследовательских институтов.
В обсуждении вопросов государственного регулирования применения и контроля качества авиаГСМ в условиях вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» принял участие заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Шнырев Андрей Геннадьевич. Участникам конференции была представлена позиция Минтранса России относительно законодательных инициатив, связанных с отменой сертификации в сфере авиатопливообеспечения. Андрей Геннадьевич также обозначил существующую в настоящее время проблему отсутствия производства авиационного бензина в Российской Федерации, а также необходимость проработки вопросов применения авиационных топлив, альтернативных авиакеросину и отвечающих современным экологическим требованиям.
Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынке авиатоплива были освещены заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России Голомолзиным Анатолием Николаевичем и начальником Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы России Рутенбергом Дмитрием Анатольевичем. Участникам конференции были представлены основные новации, предусмотренные Планом мероприятий (дорожной картой) «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» на 2013-2015гг. в сфере авиатопливообеспечения, в том числе касающиеся внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599, а также издания совместного приказа Минэнерго России и ФАС России относительно регламентации минимальных объёмов торгующегося на бирже авиакеросина.
Представители антимонопольного органа проинформировали участников конференции о практике применения антимонопольного законодательства в процессе авиатопливообеспечения воздушных перевозок, о типичных нарушениях, а также о положительных примерах ответственного поведения участников рынка, в частности, ОАО «Газпром нефть» и аэропорт «Храброво» (г. Калининград) –принявших и опубликовавших так называемые «модельные торговые политики», т.е. правила реализации товаров, работ или услуг компаниями-монополистами в целях устранения дискриминационных условий и предотвращения их возникновения. Кроме того, была обозначена позиция ФАС России относительно необходимости государственного регулирования тарифов на услуги при наличии в аэропорту альтернативных ТЗК – критерием может являться действительное наличие конкуренции, определяемое путём анализа конкретного рынка.
Особое внимание докладчиками и участниками конференции было уделено проблеме обеспечения контроля качества авиатоплива в условиях действия Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», роли ТЗК в новых условиях. Анализ проблемы и предложения по решению были изложены в выступлениях советника руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Михеичева Павла Алексеевича, начальника испытательной лаборатории Центра сертификации АвиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА Ковба Лидии Васильевны, главного технолога ОАО «ВНИИ НП» Булатникова Владимира Валентиновича.
Выступающие, включая представителей ВИНК, отметили необходимость срочной доработки Технического регламента в части внесения в документ позиций, связанных с авиационным керосином марки «РТ». В этом заинтересовано значительное количество российских НПЗ, выпускающих авиатопливо именно этой марки, а также потребители государственной авиации.
Одним из важнейших мероприятий, предложенных участниками обсуждения для решения проблем обеспечения требуемого качества авиатоплива, а значит и обеспечения безопасности полётов, является необходимость разработки под эгидой профессиональных ассоциаций системы типовых контрактов – «авиакомпания-поставщик», «авиакомпания – ТЗК». В таких контрактах появляется возможность предусмотреть требования как к качеству собственно авиатоплива, так и к процедурам его приёмки, хранения и выдачи на заправку, основываясь на положениях ранее действовавшего ГОСТ – 10227, Технического регламента Таможенного союза, а также директивы ICAO DOC 9977/AN 489- 2012 «Руководство по поставке авиационного топлива для гражданской авиации». Ключевая роль в этом процессе должна принадлежать эксплуатантам – авиакомпаниям.
Обеспечение установленного уровня качества заправляемого в воздушные суда топлива является не только российской проблемой. Именно поэтому Международной организацией гражданской авиации (ICAO) был разработан и введен в действие первый в истории авиатопливообеспечения согласованный отраслевой документ – "Руководство по поставке авиационного топлива для гражданской авиации». На конференции был представлен доклад IАТА, посвящённый данному документу. Роль России в этом процессе обсудили участники конференции и сформулировали предложения по гармонизации международных и национальных требований к обеспечению качества авиатоплива.
Кроме того, перед участниками конференции выступили: Поплетеев Алексей Станиславович, руководитель группы компаний «Аэрофьюэлз Приволжского и Уральского регионов», Волков Константин Сергеевич - эксперт Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Сухнев Николай Николаевич - начальник 17-го отдела 25-го Государственного научно-исследовательский института химмотологии Министерства обороны Российской Федерации, Звягин Владимир Олегович - главный специалист отдела технологии нефтепереработки и газопереработки ОАО «Лукойл», Исламов Ринат Ришатович - Заместитель генерального директора M+F Engineering, Яковлева Анна Валерьевна – научный сотрудник Национального авиационного университета (Киев), Зайцев Вячеслав Петрович - Генеральный директор «Интеравиагаз», Строков Павел Викторович - Управляющий директор Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи, Сергеев Алексей Юрьевич - Управляющий директор по срочному рынку Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи, Ткачев Сергей Александрович - руководитель отдела авиаГСМ и оборудования ООО «Центр «Адмикор», Шкильнюк Ирина Александровна - руководитель Испытательного центра продукции «УЦАХ-СЕПРО» Национального авиационного университета (Киев), Сыроедов Николай Евгеньевич - ведущий научный сотрудник 221 лаборатории технических средств заправки и транспортирования горючего 25-го Государственного научно-исследовательский института химмотологии Министерства обороны Российской Федерации.
Авиатопливо - 2013» - основное ежегодное профессиональное отраслевое мероприятие, посвященное вопросам авиатопливообеспечения в России и странах СНГ.
По результатам конференции будут подготовлены рекомендации Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации, направленные на решение актуальных проблем авиатопливообеспечения в России.
Организатором конференции выступил Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень отметил, что конференция «Авиатопливо-2013» зарекомендовала себя как «основная площадка по презентации новых идей и проектов в области авиатопливообеспечения, вопросов совершенствования государственного регулирования».
Генеральный спонсор конференции: ТНК Авиа
Партнеры: ООО «ТД «ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС», ORACLE
Информационные партнеры: «Neftegaz.RU», официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации - газета «Транспорт России», журнал «Транспорт Российской Федерации», отраслевое агентство «АвиаПорт», авиационно-космический интернет-портал «Avia.ru», интернет-портал «Aviation Explorer», международный журнал «Airports International», «Авиапанорама», «Авиаглобус», «Мир нефтепродуктов», и другие средства массовой информации.