15 апреля 2016 г. в Ростове-на-Дону прошёл Первый Донской топливный форум, на котором обсуждалась специфика регионального топливного рынка. Организаторы мероприятия – журнал «Эксперт ЮГ» и консалтинговая компания «ОМТ-Консалт». Форум состоялся при поддержке Министерства промышленности и энергетики Ростовской области и Российского топливного союза.
Для юга России в целом и Ростовской области в частности нефтегазовая индустрия в последние годы выступает одним из ключевых локомотивов экономического роста — как в сфере развития переработки, так и в сферах транспорта и автозаправочных сервисов. «Журнал «Эксперт Юг» в рамках проводимых исследований ежегодно измеряет общий инвестиционный портфель региона, и если в 2008 году инвестиционные проекты в сфере ТЭК занимали 11 %, то по результатам 2014 г. – уже 50 %. Это говорит о том, что в этом секторе есть значительная инвестиционная активность, которая порождает активность в других секторах, потому что, безусловно, это огромный потребительский рынок. Это сектор, который платит налоги и от которого зависят решения целого ряда социальных проблем. Всё это на юге имеет свою специфику. Игроки рынка видят, что у юга особенные перспективы», - отметил Владимир Козлов, генеральный директор, главный редактор журнала «Эксперт Юг».
На пленарном заседании форума обсуждались вопросы ключевых задач для регионального ТЭК, проблемы качества и доступности топлива, новые технологии на службе отрасли, потенциал регионального рынка, а также эффективное взаимодействие игроков рынка с надзорными структурами.
В ходе пленарного заседания был поднят важный вопрос, касающийся цен на нефтепродукты для мелкого опта. Своим опытом по созданию прозрачного механизма маркировки цен поделился вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов: «Сегодня есть маркеры цен по крупному опту – это биржа, есть маркеры цен по рознице – все понимают, какая средняя цена в регионе, стране, любом населенном пункте. Непонятна цена, которая формируется по мелкому опту. Это скрытый механизм, который по сути привязан какими-то корреляциями к крупнооптовой цене, но на какой день цена поднимется или опустится – это загадка. Наша инициатива была в этом году – создать справедливый маркер цены по мелкому опту – это баланс спроса и предложения, прозрачный механизм на бирже – а именно стимулировать вывод мелкого опта на биржу».
Топливный рынок ЮФО и Ростовской области признаётся одним из самых привлекательных в стране, что создаёт хорошую почву для дальнейших работ. Однако по части внутренних коммуникаций региональный рынок остаётся незрелым. Каждый игрок решает свои проблемы самостоятельно, в то время как активность региональных игроков в отраслевой области может пойти на пользу всей отрасли. Мысль об объединении компаний для более конструктивного диалога с властью и крупными структурами была поддержана самими компаниями, профильным министерством и надзорными органами. И эту мысль можно назвать главным итогом работы форума. «На юге нет организаций, который входят в Российский топливный союз. Юг не представлен в виде консолидированного сообщества. Поэтому я призываю организовывать такие общественные организации, где консолидированная позиция будет представлена не от лица своей компании с личным меркантильным интересом, а от лица общества», - предложил Ринат Фаттахов.
Владимир Клименко, начальник управления предприятий топливно-энергетического комплекса министерства промышленности и энергетики Ростовской области, отметил: «Развитие рынка нефтепродуктов важно для Ростовской области так же, как в целом для всей страны. На это нацелены не только сами участники рынка, но и государственные органы власти, а в какой-то степени и сами потребители. 2016 год в Ростовской области решением Губернатора объявлен годом донского бизнеса. В форуме приняли участие в основном представители такого бизнеса нашей Ростовской области: оптового и, самое главное, розничного – это те, кто ближе находятся к потребителям. Топливный рынок стал не просто местом продажи ресурса в виде бензина, дизельного топлива, но уже в какой-то степени формируется как сервисная услуга по обслуживанию техники автомобиля, по предоставлению комфортного размещения на краткосрочный период и т.д.».
Специфика Южного федерального округа и Ростовской области в нефтегазовой отрасли была подробно описана и подтверждена статистическими данными коммерческим директором консалтинговой компании «ОМТ-Консалт» Радиком Саитовым: «Сегодня в Ростовской области на тысячу жителей 290 автомобилей. По прогнозам Автостата к 2020-2025 гг. планируется, что количество автотранспортных средств увеличится на 32 % и достигнет 390 автомобилей на тысячу человек. Ростовская область – это транзитный регион. Транспортная инфраструктура будет развиваться. Мы видим потенциал Ростовской области. В этом году мы ожидаем, что тренд на рост транспортного потока в этом направлении сохранится».
В первой сессии «Региональные стратегии операторов топливного рынка» обсуждалось развитие розничного рынка АЗС, мелкооптового рынка топлива, условия для эффективного бизнеса и социальная ответственность и экология.
В условиях положительной динамики транзитного потока важным становится вопрос уровня обслуживания АЗС. «Мы всё чаще слышим от крупных сетей АЗС, что они становятся больше сетями магазинов, при которых находятся АЗС и топливо. Т.е. очень большой акцент делается на сопутствующие товары», - сообщил Вадим Емелиян, руководитель направления кафе ООО «РусХОЛТС». На примере кофейного вопроса компания продемонстрировала, как можно грамотно получить прибыль в сотрудничестве с АЗС.
Уровень обслуживания на АЗС зависит и от правильного подбора кадров. «Самыми востребованными и дефицитными являются вакансии рядовых специалистов. На одну вакансию оператора АЗС приходится меньше двух резюме», - констатировала Анна Каминская, координатор регионального маркетинга Headhunter.
Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании ООО «Петролеум-Трейдинг», рассказал о существующих на рынке рисках: «Мы анализируем крупнейших конкурентов, у большинства собственный капитал потерян. Т.е. сумма рисков выше собственного капитала. И система риск-менеджмента – это не панацея, она не даёт полностью избежать всех потерь. Такая проблема существует. И случаи с мошенничествами, с недобросовестными контрагентами имеют большое негативное влияние на наш рынок. И мы призываем всех участников рынка этим вопросом озаботиться».