В ближайшие несколько лет ситуация как на мировом, так и на российском рынках гелия будет предельно ясна и понятна. В мире ожидается гарантированный профицит, который будет увеличиваться в случае реализации хотя бы части заявленных проектов. В России же основной игрок отрасли решил все внутренние задачи и сосредоточился на проекте будущих лет, который однозначно станет экспортоориентированным.
Пятая международная конференция «Гелий 2016», организованная компанией CREON Energy, состоялась 21 октября в Санкт-Петербурге. Партнерами мероприятия выступили «Газпром газэнергосеть», «Газэнергосеть гелий» и Linde.
«Конфигурация мирового рынка гелия поменялась, и это очевидный факт, - заявил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. – Производство росло несколько лет подряд, и это дало результат – дефицита гелия больше нет. Минусом стало снижение потребления. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы и в мире, и в России. Производство в РФ превышает спрос, объемы экспорта стабильны. Однако потребление со стороны стратегических отраслей – медицины, науки, оборонки – почти не растет. А значит, как ни крути, драйвер развития гелиевого рынка – это индустрия развлечений, шарики». Г-н Тургунов также отметил, что рынок внимательно следит за реализацией главного гелиевого проекта страны – строительством Амурского ГПЗ и созданием гелиевого ХАБА.
Производство гелия в России по итогам 2015 г. выросло на 3% и достигло показателя в 4.97 млн м3. Как рассказала руководитель отдела аналитики CREON Energy Лола Огрель, экспорт за этот период составил 1.68 млн м3, это ровно в два раза превышает показатель года предыдущего. За 9 месяцев текущего года иностранным потребителям было направлено чуть менее 1 млн м3.
Основной объем экспорта в 2015 г. пришелся на Австрию, Германию и Бельгию. Г-жа Огрель отметила, что «Газпром экспорт» поставляет за рубеж только жидкий гелий и только цистернами. Небольшие поставки жидкого и газообразного гелия на Украину, в Казахстан и другие страны СНГ осуществляют такие компании, как «Техгаз», «Техмед», «Технологии технических газов».
Потребление гелия в России в прошлом году упало на 4.6% до 3.5 млн м3, при этом снабжение стратегически важных отраслей не снизилось. В структуре потребления преобладает индустрия развлечений - 48%, на промышленность приходится 30% и 22% - на жидкий гелий, т.е. медицину и науку.
Основным потребителем жидкого гелия в России остается магнитно-резонансная томография. Спрос на жидкий гелий со стороны научно-исследовательских учреждений стабилен и не превышает 100 тыс. л в год. Г-жа Огрель отметила, что уже идет процесс обновления парка томографов с заменой старых МРТ, потребляющих до 1 тыс. л гелия в год на более экономичные, не требующие постоянной дозаправки гелием. Кроме того, будут увеличиваться поставки томографов на постоянных магнитах, для которых гелий вообще не нужен. Таким образом, потребление жидкого гелия будет расти крайне умеренными темпами.
Компания «Газпром газэнергосеть» по итогам 2015 г. реализовала 4.9 млн м3 гелия, из этого объема 3.58 млн м3 было поставлено внутренним потребителям, остальное отправлено на экспорт. Такую информацию сообщил Дмитрий Койнов, начальник управления развития перспективных рынков реализации. В текущем году прогнозируется небольшой - в пределах 2% - рост объемов реализации, однако направления поставок перераспределятся значительно в пользу российского рынка. Снижение экспортных поставок обусловлено первоочередностью обеспечения рынка РФ при ограниченном производстве.
Импорт жидкого гелия достиг пика в 2014 г. и с тех пор неуклонно снижается. В прошлом году он составил 241 тыс. м3, в этом же ожидается на уровне 150 тыс. м3.
Реализация жидкого гелия компанией «Газпром газэнергосеть» по итогам 2015 г. составила 1.89 млн м3, в нынешнем году ожидается небольшое снижение, ориентировочно оно составит 6.5% (до 1.77 млн м3). Как рассказал г-н Койнов, поставки на внутренний рынок в 2016 г. составят более 40% от общего объема. В целом за последние годы продажи российским потребителям выросли. Это связано с открытием новых точек розлива и расширением функционала ЭТП (усиление гибкости и прозрачности продаж).
Докладчик отметил, что суммарные объемы реализации близки к максимальным объемам производства. В целом же рынок РФ ограничен и развивается вместе с экономикой, именно поэтому избыточные объемы вывозятся за рубеж через «Газпром экспорт».
Продажи газообразного гелия в 2015 г. составили 3 млн м3, в нынешнем году прогнозируется рост показателя до 3.27 млн м3, увеличение произойдет за счет гелия марки Б. Объемы продаж гелия марки А относительно стабилен и держится на уровне 100 тыс. м3.
Рост реализации марки Б, по словам эксперта, связан с расширением экономики в целом, появлением новых сфер использования гелия и вытеснением импорта.
Г-н Койнов отметил, что из года в год увеличиваются продажи газообразного гелия на ЭТП. Если на момент запуска в 2013 г. это было 9% от общего объема, то сейчас показатель достиг 20% и прогнозируется на этом же уровне и в будущем. «Теоретически мы можем продавать на ЭТП даже 30%, - говорит эксперт. - В Европе на торгах продают 10%. Мы держим средний уровень, устраивающий и ФАС, и потребителей».
В целом «Газпром газэнергосеть» достигла целевого состояния рынка гелия и не планирует в ближайшем будущем никаких резких действий и неожиданных инициатив. Как заявил генеральный директор компании Дмитрий Миронов, запланированные два-три года назад показатели достигнуты, и сейчас на рынке наблюдается определенная сбалансированность. За последние годы компания решила основные задачи формирования инфраструктуры российского рынка гелия - создание производства жидкого гелия, создание точек продаж в таких крупных центрах потребления, как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск, и формирование прозрачного механизма ценообразования через электронные аукционы.
Дмитрий Койнов добавил, что компания видит определенные точки роста в сегменте потребления гелия - это дыхательные смеси и такая новая сфера, как дирижаблестроение. В то же время непосредственно инвестировать в развитие потребляющих отраслей «Газпром газэнергосеть» не планирует. В настоящий момент участие компании в стимулировании спроса выражается косвенно: основные усилия направлены на поддержание прозрачности и обеспеченности рынка ресурсом.
Генеральный директор компании «Техмед» Александр Базванов поинтересовался, планируется ли разрабатывать торговую политику на жидкий гелий? По словам г-на Койнова, только недавно была согласована и внедрена торговая политика в отношении гелия газообразного, сейчас она «обкатывается» на практике. Когда этот процесс завершится, можно будет подумать и о жидком продукте. В тоже время, говорит эксперт, «коммерция» в отношении жидкого гелия во многом соответствует работе с газообразным.
Ежегодный рост спроса на гелий в мире в ближайшие 10 лет ожидается на уровне 1.5%, что ниже предыдущих прогнозов, которые составляли 2-3%. Как сообщил директор по развитию и стратегии Gazprom Marketing & Trading France Дидье Лебу, в результате развития заменителей гелия в некоторых сегментах потребление, существенно сократившееся вследствие дефицита в 2011-2013 гг., не восстановилось до прежних значений. Наиболее оптимистичный сценарий соответствует среднегодовым темпам роста 2.5% (на основе исторической динамики за последние 15 лет). Это подтверждается расчетами прогнозной динамики спроса на гелий по отдельным странам и сегментам потребления.
Тем не менее, дефицит гелия в мире все же появится, говорит Дидье Лебу. Ожидается, что к 2030 г. он составит до 85 млн м3 в соответствии с пострановым прогнозом. Этот расчет не учитывает объемы Амурского ГПЗ, все проекты ОИР, а также расчетный объем, равный 25% от всех заявленных гипотетических проектов. Предполагается, что экспортеры будут снижать затраты на логистику и поставлять свою продукцию в близлежащие регионы, используя географическую близость как конкурентное преимущество.
Ситуацию на гелиевом рынке США прокомментировал директор по развитию гелиевого бизнеса Linde Global Helium Ник Хайнс. Он употребил такое выражение, как «helium goldrush» - это высокая заинтересованность нефтегазодобывающих компаний в работе с другими газами, в т.ч. гелием. Это обусловлено в числе прочего и снижением цен на нефть и природный газ. Сейчас в Штатах, говорит г-н Хайнс, заявлено множество проектов по производству гелия, однако сколько из них в итоге реализуется – большой вопрос. «Объявить новый проект и получить первую партию продукта – разные вещи. Средний срок реализации проекта – это 5-8 лет, и время и силы стоит тратить на производство мощностью не менее 300 контейнеров», – заключил эксперт.
Что касается Амурского ГПЗ, то с его запуском, говорит Дидье Лебу, изменится вся парадигма мирового гелиевого рынка. Производство на этом заводе может быть увеличено при минимальных инвестициях в добычу и транспортировку сырья. Это связано с тем, что объемы гелия, содержащиеся в природном газе Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, многократно превышают текущий профиль производства. Теоретический максимальный годовой объем добычи до 180 млн м3 может быть достигнут и поддерживаться десятилетиями, принимая во внимание размер запасов газовых месторождений Якутского и Иркутского центров газодобычи.
Докладчик отметил, что впервые в мировой истории гелия одного источника производства было бы достаточно, чтобы покрыть прогнозируемый дефицит на мировом рынке при различных сценариях в течение ближайших 30 лет.
Как рассказал начальник управления маркетинга и развития экспорта по нефти, нефтепродуктам и продуктам нефтехимии «Газпром экспорт» Андрей Блинов, основные объемы гелия будут поставляться в адрес крупнейших мировых потребителей. Очевидно, что подготовка контрактов займет немало времени. Кроме того, сделки необходимо будет согласовать в соответствии с внутренними регламентами, применяемыми сторонами, на это может потребоваться до шести месяцев.
Подробнее о проекте логистического центра обслуживания гелиевых контейнеров (ХАБе), который будет запущен в 2021 г. вместе с Амурским ГПЗ, рассказал генеральный директор компании «Газэнергосеть гелий» Анатолий Ким. ХАБ будет располагаться недалеко от Владивостока (на территории ТОСЭР «Надеждинская»). Он является неотъемлемой частью проекта «Амурский газоперерабатывающий завод» в части обеспечения непрерывной и надежной транспортной логистики товарного жидкого гелия до экспортных портов.
Планируемый объем гелия, который будет выделяться из природного газа Ковыктинского и Чаяндинского месторождений, - 60 млн м3. Значительная его часть будет сжижаться и отправляться зарубежным потребителям, а значит, необходима доставка криогенным автомобильным транспортом от Амурского ГПЗ до ХАБа и далее в порты Владивосток и Находка. Расстояние от ГПЗ до ХАБа составляет около 1.5 тыс. км, на этом пути будут созданы два пункта отдыха водителей. «Газэнергосеть гелий» будет заниматься производственной эксплуатацией объекта. При этом криоконтейнеры, по словам Анатолия Кима, будут собственностью покупателей, свои емкости «Газэнергосеть гелий» в настоящий момент закупать не планирует.
Один из ведущих мировых производителей криоконтейнеров – компания Linde. Руководитель разработки предложений департамента криогенного оборудования Linde Engineering Division Ирина Увегард представила новую разработку – транспортный изоконтейнер для перевозки сжиженного гелия Helicon 2.0. Он отличается усовершенствованными эксплуатационными показателями. Срок хранения гелия - не менее 40 суток, жидкого азота - не менее 35. Докладчик особо отметила низкие потери продукта при заполнении емкости на 90%. Криоконтейнер предназначен для перевозки автомобильным и морским транспортом и соответствует международным стандартам проектирования.
Г-жа Увегард отметила, что компания обеспечивает своих поставщиков всеми необходимыми разрешительными документами для использования контейнеров на российском рынке.
О криоконтейнерах своей компании рассказал главный инженер Gardner Cryogenics Алекс Варгез. Резервуары для транспортировки жидкого гелия Gardner имеют емкость от 1 до 15 тыс. галлонов, стационарные резервуары - от 5 до 30 тыс. галлонов.
«Криомаш-БЗКМ» производит широкий спектр криогенного оборудования для атомной, металлургической, химической, нефтехимической промышленности, предприятий Роскосмоса и ОПК. Заместитель генерального директора Алексей Семенов рассказал о разработках компании в области создания криогенных гелиевых комплексов на примере текущего проекта рефрижератора гелия, а также системы очистки гелия. Среди них – гелиевые ожижители и рефрижераторы, турбодетандеры на газостатических и газодинамических опорах, криогенные блоки предварительного охлаждения, системы хранения гелия и азота.
В свете реализации крупномасштабного гелиевого проекта все актуальнее становятся отечественные разработки в сфере разделения газовых смесей. Компания «ТЕКОН Мембранные Технологии» разрабатывает мембраны для выделения гелия из газов со сниженной величиной концентрационной поляризации. Как сообщил заведующий кафедрой мембранной технологии РХТУ им. Д.И. Менделеева Георгий Каграманов, получена модифицированная половолоконная мембрана с высокими показателями селективности по паре He/CH4. Экспериментально подтверждена механическая стойкость при давлении 95 атм на метане без пластификации, отработана технология управления геометрическими размерами волокна при формовании. «Мы научились управлять параметрами селективность-проницаемость в рамках одного полимерного материала, - говорит эксперт. – Также мы получили несколько типов мембран с разными параметрами, схожими с Air Liquide (более селективные - менее проницаемые) и UBE (более проницаемые - менее селективные)».
Для проектирования объектов нефтегазовой отрасли с применением мембранных технологий очень важным моментом является научно-техническое сопровождение. По словам главного специалиста «ЦКБН» Владимира Соломахина, выбор подходящей мембранной продукции для конкретной прикладной задачи имеет большое значение, но это только часть решения задачи. Необходимо в постановке задачи корректно подходить к требованиям по степени извлечения целевых компонентов из состава природного газа на каждом этапе/ступени процессов мембранного газоразделения с комплексным учетом их технологических возможностей. Определение параметров эксплуатации мембранного оборудования требует квалифицированной аргументации и понимания всех последствий по выбранным решениям (ощутимое влияние на капитальные вложения и эксплуатационные затраты). Обоснование выбора технологических схем газоразделения необходимо делать с учетом и оценкой ресурсосберегающих и энергосберегающих характеристик применяемых технологических процессов. Квалифицированное понимание возможных попутных эффектов с применением мембранных технологий в конкретной прикладной задаче во многих случаях приводит к необходимости дополнительных решений в виде применения вспомогательного технологического оборудования. Вопросы интеграции мембранных технологий в классические технологические процессы должны решаться комплексно, т.е. с учетом всех специфик по параметрам работы оборудования и особенностям процессов газоразделения. В ряде случаев целесообразно применять более сложную структуру технологических процессов (с обратной связью и рециклами) и в комплексе с разными типами оборудования. Докладчик отметил, что инновации должны внедряться при корректном и комплексном подходе с разумной степенью минимизации рисков.
О преимуществах мембранной технологии для извлечения гелия из природного газа рассказал Антон Тройников, инженер первой категории компании «ВНИПИгаздобыча». Он отметил возможность снижения капитальных вложений и эксплуатационных затрат при использовании мембранной технологии взамен традиционной криогенной для выделения в условиях газового промысла избыточных объемов гелия, которые не будут реализованы на мировом рынке.
Принципиальная технологическая схема установки мембранного выделения гелиевого концентрата на Чаяндинском НГКМ (УМВГК) предусматривает промысловую подготовку всего объема газа Чаяндинского НГКМ и расширение мощностей для газа Ковыктинского ГКМ. С учетом производства гелия на Амурском ГПЗ максимальный объем газа, поступающий непосредственно на мембранное разделение, будет зависеть от рыночной потребности в товарном гелии.
Однако использование мембранной технологии при подготовке природного газа осложняется отсутствием российских мембранных элементов. Есть два пути решения данной проблемы: создание собственного производства с нуля или локализация существующего (частичная или полная). Выбор путей создания производства должен осуществляться комплексно с учетом экономической целесообразности, существующих рисков и результатов испытаний.
На Ковыктинском ГКМ уже около трех лет эксплуатируется опытно-промышленная мембранная установка (ОПМУ), ее работа повышает надежность исходных данных при проектировании и эксплуатации промышленных мембранных газоразделительных установок на Чаяндинском НГКМ и других объектах «Газпрома». ОПМУ позволяет проводить испытания мембранных элементов отечественных производителей на многокомпонентной газовой смеси в условиях, максимально приближенных к работе проектируемой промышленной установки, для оценки возможности их использования в перспективных проектах «Газпрома».
Гелий уже широко применяется для развития новейших технологий, в научных исследованиях и в различных отраслях промышленности, но в будущем в связи с уникальными свойствами его применение в энергетических установках, медицинских приборах и научных исследованиях имеет огромное стратегическое значение. Представитель подмосковной Дубны, где сейчас идет осуществление научного мегапроекта NICA, главный инженер Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований Николай Агапов рассказал о создании сверхпроводящего коллайдера тяжелых ионов, предназначенного для изучения явлений в сверхплотной горячей материи. Криогенный комплекс лаборатории имеет в своем составе крупнейшие в России ожижители гелия. Докладчик рассказал об успешных испытаниях новых головных образцов отечественного оборудования: ожижителя гелия производительностью 1.1 тыс. л/час и работающего с ним винтового гелиевого компрессора с давлением 30 атм и подачей газа до 6.7 тыс. Нм3/час. Поставщики – «НПО Гелиймаш» и «НИИтурбокомпрессор».