ФСК ЕЭС внедрила инновационную систему защиты кабельных сетей на Московском энергокольце
Инновационная система САПВ КВЛ внедрена на участке Западная - Очаково Московского энергокольца
Об этом ФСК ЕЭС сообщила 23 января 2020 г.
САПВ КВЛ разработана в рамках реализации программы НИОКР ФСК ЕЭС, совместно специалистами Научно-технического центра Россети ФСК ЕЭС (НТЦ ФСК ЕЭС) и Всероссийского НИИ релестроения (ВНИИР, входит в АБС Электро).
Пилотный проект САПВ КВЛ был успешно реализован в середине 2019 г. в Московской области на КВЛ 220 кВ Бугры - Ока 1, Бугры - Ока 2 и Бугры - Приокская.
Для данных КВЛ применена 1 система САПВ КВЛ с установленным центральных модулем на подстанции 220 кВ Бугры.
На Московском энергокольце САПВ КВЛ внедрена на КВЛ 500 кВ Западная - Очаково.
Внедрение инновационной разработки повышает стабильность столичной энергосистемы в целом, а также надежность электроснабжения потребителей юго-западных и западных районов Москвы и Московской области.
КВЛ состоят из воздушных и кабельных участков, соединяемых на переходных пунктах.
Как правило, такие линии применяются в крупных городах и при строительстве подстанций закрытого типа.
В Московском регионе ФСК эксплуатирует 16 кабельно-воздушных линий общей протяженностью около 700 км.
В т.ч. такие ЛЭП входят в состав Московского энергокольца 500 кВ, объединяющего 9 центров питания.
Короткие замыкания на воздушных линиях электропередачи 110 кВ и выше в большинстве случаев самоустраняются.
Поэтому после отключения поврежденного участка на время, необходимое для деионизации перекрытого дугой промежутка, вновь может быть подано напряжение.
Для обеспечения этого в составе систем релейной защиты и автоматики КВЛ реализовано автоматическое повторное включение (АПВ) без предварительного определения поврежденного участка КВЛ.
Однако при повреждении на кабельном участке линии срабатывание АПВ нежелательно, поскольку это может привести к дальнейшему распространению повреждения оборудования и, как следствие, к увеличению негативных последствий аварии.
Особенностью САПВ КВЛ является возможность ее применения на кабельно-воздушных линиях сложной конфигурации (имеющей до 4 кабельных участков) или на 4 КВЛ, имеющих по одному кабельному участку.
При этом интеллектуальная система САПВ КВЛ обладая абсолютной селективностью способна в момент отключения точно определять место повреждения и запрещать либо разрешать автоматическую повторную подачу напряжения на КВЛ в зависимости от того кабельный, включая кабельные муфты или воздушный участок линии поврежден.
Это позволяет сократить время простоя КВЛ без напряжения, значительно снизить время и стоимость ремонтных работ.
Автор: А. Игнатьева