Проблемы энергетической отрасли, которых накопилось не мало не только в России, но и во всем мире, носят комплексный характер и для их решения всем странам необходимо координировать свои усилия. К такому выводу пришли участники круглого стола «Мировая энергетическая безопасность: к новой парадигме через призму глобальных изменений XXI в.», прошедшего во 2-й день работы Форума «ТЭК России в XXI в.».
К основным проблемам, с которыми приходится сталкиваться в последнее время, в первую очередь собравшиеся причислили участившиеся аварии на предприятиях ТЭК. Среди причин называется не только высокая степень изношенности оборудования (о чем будет сказано чуть позже), но и, например, прямое вредительство. Так ряд аварий произошли из-за воздействия вирусных программ, направленных на систему автоматизированного контроля. Притом вирусы могут бомбардировать и термоядерные установки, а это – прямая угроза безопасности сотням человеческих жизней.
В качестве другой причины выделяют человеческий фактор. Выход из строя системы зачастую происходит, банально, из-за некомпетентности операторов. К другим причинам отнесли действия отраслевых конкурентов, международных террористов и внутренних инсайдеров.
Президент института энергетики и финансов Владимир Фейгин, считает, что для разрешения накопившихся в энергетике проблем, в первую очередь необходимо наладить правильный диалог. Новые подходы требуют создать скань отношений для нахождения решений. Сегодня созданы экспертные группы в ЕС, но этого недостаточно. Недавно создан консультационный совет. Главный вопрос – повышение действенности энергодиалога – считает В. Фейдин.
Он также отметил, что в 2008 г. ЕС выпустил огромное количество документов, среди которых был второй экономический обзор, основной вопрос которого: какова будет структура энергетики в Евросоюзе. При этом была поставлена под сомнения роль газа в энергосистеме, в том числе и Российского. Энергетика меняется. Но куда она движется – пока вопрос. Ясно то, что в ближайшем будущем традиционные энергоресурсы будут играть в ней уже далеко не первостепенную роль. Такая позиция основана на новой модели энергетических рынков.
Сегодня формируется третий энергопакет, готовятся документы, которые выстроят структуру рынка. Поэтому сегодня, при недостатке контактов, которые остро чувствует Европарламент особенно важно наладить взаимодействие, организовать конструктивный диалог.
С мнением докладчика согласились и спикеры круглого стола. Комментируя выступление в рамках дискуссии, было отмечено, что в феврале этого года в Дельфийском университете (аналог российского Сколково) проведенная под эгидой Еврокомиссии конференция в качестве одного из главных рассматривала вопрос подготовки специалистов энергетической отрасли. Сегодня в ЕС отчетливо понимают, что без специалистов, без образования не одна, даже самая лучшая программа, не может быть приведена в действие.
В России вероятность, связанных с человеческим фактором риском, в 100 раз выше. Очевидно, что ТЭК необходимо защищать от некомпетентности персонала. В качестве залога успешности образования отмечены такие факторы, как мотивация, нарастающая сложность заданий, высокое качество работы преподавателей и индивидуальный подход.
Но, конечно, только лишь человеческим фактором не исчерпываются все проблемы энергетического комплекса.
В своем выступлении директор департамента стратегического планирования и партнерства Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, Владимир Бердин напомнил, что 2012 год объявлен ООН годом энергетики. Планом до 2030 г. предусмотрено решение двух ключевых проблем мирового энергетического комплекса: сокращение масштабов энергетической бедности и увеличение доли возобновляемых источников энергии.
В первой проблеме выделяют два критерия, с которыми необходимо бороться в первую очередь. Во-первых, отсутствие доступа к энергетическим ресурсам ряда стран (в основном, страны африканского континента). Во-вторых, отсутствие в этих странах элементарных устройств для приготовления пищи.
В решении этих проблем Россия играет далеко не последнюю роль. Даже в разгар кризиса в 2009 г. наша страна направила 200 млн. долл. США в рамках глобальной компании.
Но какие проблемы, связанные с ТЭК существуют в самой России? О модернизации ТЭК в России и международной энергетической безопасности рассказал в своем выступлении Президент центра энергетической дипломатии и геополитики Станислав Жизнин.
Говоря о проблемах ТЭК в России он отметил три ключевых момента: нехватка ресурсов уже в ближайшей перспективе, вопросы, связанные с их транспортировкой и проблемы технологического обеспечения.
На последней проблеме следует остановиться подробнее. В последнее время руководство страны все чаще говорит о необходимости модернизации и направленных на это инвестициях. Чтобы модернизировать ТЭК до 2030 г. потребуется 2,5 трл долл США.
Основные фонды отрасли сегодня морально и физически устарели. Большинство мощностей были построены 50 лет назад. Проблемы полувековой технологической отсталости выражаются в низком уровне переработки, в большом количестве потребления энергии и критической изношенности оборудования.
Сегодня не только Россия, но и Европа зависит от наших энергоресурсов и состояния ТЭК. Если аварии на производстве будут продолжаться, оборудование не будет обновляться, то Европа, завязанная на российском топливном сырье останется без газа. А ведь холодные зимы, подобные этому году, могут повториться еще не раз.
Созданная в рамках РСПП экспертная группа предлагает учитывать опыт других стран. В частности опыт частногосударственного партнерства в США, опыт Китая по снижению энергопотребления. Особо интересным может быть опыт Норвегии, Австралии и Канады.
Другого пути нет. К госплану мы вернуться не можем, а, следовательно, необходимо налаживать сотрудничество с США, ЕС, Японией и другими странами.
Но до настоящего времени опыт взаимодействия России с этими странами продолжает основываться на экспорте нефти и газа. О том, каковы перспективы дальнейших торговых отношений России и мира рассказала руководитель направления «Мировая энергетика» энергетического центра бизнес школы Сколково Татьяна Митрова. В своем докладе «Энергоресурсы России на мировом рынке» она отметила, что растущий в Европе спрос на газ не отвечает прогнозам (предполагалось что он будет более высоким). Половина ввозимого в европейские страны газа поставляется из России.
В 2011 г. экспорт газа увеличился, но на докризисный уровень Россия пока не вышла. К тому же, последние 10 лет ситуация осложнилась проблемой ценообразования и в последующем цены вряд ли упадут. Дешевого газа на новых месторождениях не будет. В сужающейся нише нашим компаниям придется конкурировать имея дорогой газ.
Основной прирост спроса сегодня происходит за счет азиатских рынков. И основной вопрос в том, как в газовой сфере организовать такой же прорыв, как на рынке нефти.
Увеличившийся экспорт нефти и нефтепродуктов наблюдавшийся в последние 5-6 лет, объясняется изменением экспортных пошлин.
В ближайшую перспективу официальная позиция плана предполагает снижение поставок нефти и нефтепродуктов в Европу и увеличение – в Азию.
Доля российского экспорта на американском рынке не высока, хотя цифра в 25 млн тонн сама по себе внушительная. Не самый большой процент экспорта определяется отдаленностью этого рынка.
США уже сегодня активно развивают биотопливную промышленность и переходят на сланцевый газ. Это приведет к снижению зависимости США от импортной нефти и, рано или поздно, изменит структуру рынка.
Кроме того, некоторые эксперты считают, что США могут стать полностью самодостаточными в этом отношении. Это, безусловно, изменит баланс сил в мире между производителем и потребителем. В связи с этим возникает угроза изменения ситуации и на других рынках. Та нефть, которая не пойдет в США, будет направлена на другие рынки.
Значимым рынком для России остается Европа. Но, в перспективе, спрос на нефть стабилизируется, а после пойдет на спад.
Мы привыкли жить в мире увеличивающегося потребления энергоресурсов. Но снижение спроса происходит под влиянием естественного развития и к этому надо быть готовым.