29 мая должна быть опубликована новая стратегия по энергобезопасности ЕС.
Несмотря на нейтральное название Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС, документ посвящен сокращению зависимости только от одного поставщика - России.
Основное внимание уделено поставкам газа, поскольку он занимает 42% в импорте и 27% в потреблении этого топлива в ЕС, при этом шесть восточных стран союза полностью зависят от поставок из России.
ЕК, как и прежде, в средне-долгосрочной перспективе рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, а также на ускоренное развитие интерконнекторов, что позволило бы свободно перемещать газ внутри ЕС.
Наиболее действенной мерой в Брюсселе считают выполнение цели по снижению потребления энергии на 20% к 2020 г, или на 371 млн т нефтяного эквивалента иди около 410 млрд м3 газа.
То, что падение спроса в Европе является главной угрозой позициям российского газа, признает и Газпром.
ЕК предлагает также широко обсудить возможность усложнения доступа к стратегической энергоинфраструктуре для госкомпаний из ключевых стран-поставщиков.
Но перечень краткосрочных мер, которые помогли бы ЕС справиться с перебоями в поставках газа уже этой зимой, невелик и сводится к увеличению запасов в хранилищах и созданию на национальном уровне планов экстренного сокращения потребления. Единственное сравнительно новое предложение - передача части запасов в ПХГ под управление ЕС или Международного энергетического агентства, то есть создание стратегического резерва.
В европейских газовых компаниях говорят, что пока ЕК официально к ним не обращалась, но неформально идея обсуждается давно и упирается, во-первых, в недостаточный объем европейских ПХГ, а во-вторых, в отсутствие экономических стимулов для их расширения.
ЕК также беспокоит зависимость от российской нефти и особенно нефтепродуктов, хотя “она пока и не представляет немедленной угрозы.
В Брюсселе обращают внимание на повышенную концентрацию власти в российском нефтяном секторе и увеличение участия российских компаний в европейской нефтепереработке, что делает отрасль“подверженной политическому влиянию.
Сейчас НПЗ в Европе владеют Роснефть и ЛУКОЙЛ.
В сегменте топлива для АЭС Брюссель намерен настаивать на том, чтобы каждая новая станция имела альтернативу поставкам из России.
Основной интригой энергостратегии был вопрос о создании европейского энергетического союза, главным идеологом которого выступает польский премьер Д.Туск.
Европейские компании отнеслись к идее откровенно враждебно.
Но Г.Эттингер, напротив, счел предложение полезным и на прошлой неделе обрушился с критикой как на энергокомпании, которые не хотят добиваться энергоэффективности, а хотят продавать больше энергии, так и на отдельные правительства, которые продолжают действовать в узконациональной логике.
В итоге в документе энергосоюзу отведена последняя глава, в которой использованы очень мягкие формулировки.
На первом этапе предложено создать координационный механизм, в рамках которого страны ЕС обсуждали бы важные шаги в энергетической сфере.
Готовясь к заключению соглашений с третьими странами в энергетике, члены ЕС обязаны информировать об этом ЕК и прислушиваться к ее рекомендациям.
Конкретных предложений по совместной закупке газа в документе нет: ЕК лишь обещает оценить, подходит ли газовой отрасли опыт Euratom по закупке ядерного топлива.
В частности, будет рассмотрен вопрос о том, могут ли несколько крупных европейских покупателей газа объединиться для его совместного импорта на добровольной основе и насколько такой подход соответствует антимонопольному законодательству.