На Новосибирской ГЭС прошла ключевая техническая операция – перенос рабочего колеса турбины в кратер гидроагрегата (ГА) № 6.
Кран грузоподъемностью 250 т медленно поднял рабочее колесо весом в 170 т и перенес его в кратер гидроагрегата.
Процесс подъема и переноса занял примерно полчаса. Рабочее колесо является центральным элементом гидротурбины, непосредственно взаимодействующим с водным потоком.
Событию предшествовала большая работа по демонтажу узлов старой турбины. Работы по модернизации гидроагрегата были начаты в конце 2013 г.
Это уже 2-й гидроагрегат Новосибирской ГЭС, на котором проводится замена турбины, агрегат №1 с новой турбиной был введен в эксплуатацию в 2012 г.
Гидроагрегат №6 проработал 56 лет, выработав за это время около 14 млрд. кВт/ч.
Новая турбина в сравнении со старой, разработки 1950 г, имеет 5 лопастей вместо 4-х и отвечает самым современным техническим требованиям, что позволит после завершения работ увеличить мощность гидроагрегата на 5 МВт.
При разработке нового рабочего колеса были учтены изменения русла реки Обь, произошедшие за более чем полувековую эксплуатацию Новосибирской ГЭС.
Работы проводятся в рамках Программы комплексной модернизации (ПКМ*) Новосибирской ГЭС, наиболее значимым проектом, которой является техническое перевооружение всех гидроагрегатов с полной заменой турбин.
Ввод в эксплуатацию новой гидротурбины гидроагрегата №6 запланирован на сентябрь 2014 г.
Ориентировочная стоимость одной гидротурбины, включая ее монтаж и наладку, составляет 1 млрд руб.
Изготовление, поставку и замену 6 турбин для Новосибирской ГЭС до 2019 г обеспечивает Турбоатом.