Москва, 3 июл - ИА Neftegaz.RU. Россия обладает большими гидроэнергетическими ресурсами, но использует их очень скромно.
Об этом говорилось в ходе круглого стола комитета Госдумы по энергетике 2 июля 2018 г.
В круглом столе приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, научных и общественных организаций.
С докладом выступил глава РусГидро Н. Шульгинов.
РусГидро эксплуатирует в России 64 гидроэлектростанций (ГЭС) и гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) общей мощностью 30 ГВт.
Это составляет 58% от общей мощности гидроэнергетики России.
ГЭС РусГидро вырабатывают 61% «чистой» электроэнергии в стране, ежегодно предотвращая сжигание более 55 млн т топлива и выброс большого объема загрязняющих веществ в окружающую среду.
ГЭС обеспечивают 95% резерва регулировочной мощности в энергосистеме, являясь ключевым элементом энергосистем России и сопредельных государств.
Гидротехнические сооружения ГЭС играют ключевую роль в борьбе с паводками для защиты населения и объектов экономики от наводнений.
В ходе работы круглого стола его участники подробно обсудили текущее состояние гидроэнергетики в России и проблемы, которые мешают более активному развитию отрасли.
На территории России сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии.
По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает 2е место в мире после Китая, опережая США, Бразилию, Канаду.
Однако Россия использует свой гидроэнергетический потенциал достаточно скромно - степень его освоения составляет лишь 10%.
Для сравнения: в Канаде этот показатель составляет 32%, в Китае - 41%, в Бразилии - 48%, в США - 52%.
Однако, несмотря на свою потенциальную привлекательность, инвесторы не демонстрируют высокий уровень заинтересованности во вложениях в развитие гидроэнергетики.
Такая ситуация обусловлена отсутствием адекватного нормативного регулирования отдельных вопросов и избыточного регуляторного воздействия со стороны контрольно-надзорных органов.
Большой проблемой является правовой статус водохранилищ до момента их наполнения водой.
В соответствии с нормами Водного кодекса, заполненное водохранилище - это объект федеральной собственности, в то же время в период подготовки к наполнению с точки зрения норм Градостроительного кодекса водохранилище не является объектом капстроительства.
Это создает серьезные затруднения при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объекта, а также в планировании и финансировании затрат.
Для решения этой проблемы необходимо внесение изменений в градостроительное законодательство: оно должно устанавливать прозрачные и понятные для всех участников процесса процедуры принятия решений о строительстве водохранилищ, их проектировании и финансировании, выполнении строительных работ, а также приемке водохранилищ в эксплуатацию.
Еще одной проблемой в области гидроэнергетики является назвали риск пересмотра контрольно-надзорными органами класса опасности гидротехнических сооружений в период функционирования ГЭС.
Повышение класса опасности уже находящихся в эксплуатации гидротехнических сооружений не только требует дополнительных финансовых затрат, но и может привести к консервации или даже ликвидации ГЭС по причине технической невозможности реализации предписываемых мер.
Эта проблема также решается изменениями в законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений, которые должны увязать основания и порядок назначения и изменения класса опасности гидротехнического сооружения с особенностями проекта и условиями эксплуатации гидроузла.
Кроме того, необходимо упорядочить процесс освоения территорий в нижних бьефах ГЭС.
В результате отсутствия должного регулирования на уровне местных администраций в зонах, подверженных рискам затопления, непрерывно увеличивается количество жилой застройки в нижних бьефах ГЭС.
Несмотря на целый ряд нормативных требований, данная проблема до настоящего момента не решена.
Как отметили участники обсуждения, региональные органы власти не должны допускать застройку в зонах, где возможны подтопления во время половодья.
Проблемы создают и избыточные требования в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Законодательство обязывает собственников энергообъектов проводить сложно реализуемые и дорогостоящие мероприятия по созданию инженерно-технических средств охраны, которые могут быть заменены более современными, эффективными и простыми по исполнению решениями.
Кроме того, предприятия гидроэнергетики вынуждены нести затраты по защищенности объектов транспортной инфраструктуры, проходящих по гидротехническим сооружениям.
Требуемый уровень защищенности, по мнению гидроэнергетиков, может быть обеспечен и менее затратными, но более эффективными современными техническими методами, а вопросы защищенности должны решаться собственниками объектов инфраструктуры
Еще одним актуальным для гидроэнергетики вопросом является вопрос расчета ущерба водно-биологическим ресурсам от строительства и эксплуатации ГЭС, а также определения справедливой стоимости компенсации нанесенного ущерба.
Сегодня в оценке воздействия на окружающую среду отсутствует понятная и адекватная методология такого расчета.
Использование устаревшей методики, которая не учитывает особенности функционирования ГЭС, использование водных ресурсов без их изъятия, приводит к серьезному завышению ущерба и неоправданному наложению обязательств на владельцев ГЭС.
Для решения разногласий между владельцами ГЭС и регулирующими органами необходимо совершенствование нормативной и методической базы по определению ущерба водным биологическим ресурсам.
Участники круглого стола также обсудили перспективность строительства малых ГЭС и ГАЭС.
Отмечены высокий потенциал строительства малых ГЭС и необходимость уточнения требований к инвестпроектам их строительства для повышения их привлекательности на ОРЭМ.
Особое внимание было уделено перспективам увеличения доли ГАЭС в структуре генерации, как самого высокоманевренного вида генерации, который позволяет энергосистеме обеспечивать прохождения суточных пиков электропотребления.
С учетом высказанных мнений по результатам круглого стола будет сформирован перечень рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего различные аспекты строительства и эксплуатации ГЭС.
Такие шаги снизят административные барьеры и повысят инвестиционную привлекательность гидроэнергетики.