Об этом западным СМИ заявил министр энергетики США К. Райт по итогам министерской встречи МЭА в Париже.
Напомним, что концепция «чистого нуля» предполагает сокращение выбросов парниковых газов до минимально возможного уровня с последующей компенсацией остаточных объемов за счет их поглощения природными экосистемами или технологическими решениями. Данный подход рассматривается как один из сценариев реализации целей Парижского соглашения, предусматривающего ограничение роста глобальной температуры в пределах 1,5 °C.
Международное энергетическое агентство
МЭА было создано после нефтяного кризиса 1973 г. для координации действий стран-потребителей в условиях перебоев поставок энергоресурсов. Агентство функционирует как автономная структура в рамках Организации экономического сотрудничества и развития.Со временем мандат агентства расширился: сегодня МЭА (наряду с ОПЕК) готовит прогнозы по мировым энергетическим рынкам (в т.ч. World Energy Outlook), анализирует инвестиционные тренды, энергобезопасность и декарбонизацию. В последние годы организация активно продвигает сценарии достижения углеродной нейтральности к 2050 г.
Между МЭА и ОПЕК сохраняются концептуальные разногласия:
- Прогнозы спроса на нефть. МЭА в ряде сценариев ожидает пик мирового спроса в текущем десятилетии на фоне энергоперехода. ОПЕК, напротив, прогнозирует устойчивый рост спроса до 2040–2050 гг.
- Инвестиционная политика. В 2021 г. МЭА заявило, что для достижения «чистого нуля» не требуется запуск новых проектов по добыче нефти и газа. В ОПЕК сочли такую позицию риском для энергобезопасности и недоинвестирования отрасли.
- Оценка роли ископаемого топлива. ОПЕК подчеркивает долгосрочную значимость нефти и газа в энергобалансе, тогда как МЭА делает акцент на ускоренном развитии ВИЭ и снижении углеродной интенсивности.
Тогда же отмечалось, что республиканцы обвиняют МЭА в том, что организация останавливает инвестирование в ископаемое топливо из-за поддержки энергоперехода и подрывания энергобезопасности прогнозами пикового спроса.






