Мельбурн, Австралия, 7 дек - ИА Neftegaz.RU. Австралийская Transborders Energy подписала предварительные соглашения о сотрудничестве с австралийской Организацией Содружества по науке и промышленным исследованиям (CSIRO), Mitsui OSK Lines, Kyushu Electric Power Co, Osaka Gas Co, австралийским подразделением Tokyo Gas Co, инженерной фирмой Add Energy и подрядчиком TechnipFMC.
Об этом Transborders Energy сообщила 7 декабря 2020 г.
Цель соглашения - организация работы над планом по улавливанию, сжижению и транспортировке углекислого газа к месту закачки в подземные резервуары на шельфе Австралии.
Вероятным источником CO2 могут стать СПГ- заводы в Австралии и странах АТР, такие как, например, Ямал СПГ в РФ.
О планах властей РФ пока неизвестно, а власти Австралии недавно конкретно назвали улавливание и хранение CO2 одной из 5 приоритетных технологий, которые будут финансироваться в рамках плана на 18 млрд австралийских долларов (13 млрд долл США!), с целью сокращения выбросов углерода.
Поэтому трепетное отношение к теме у австралийских компаний понятно.
Компания Transborders Energy имеет штаб - квартиру в г. Перта.
Transborders Energy руководит проектом DeepC Store, цель которого - поддержать цели мирового нефтегаза в стремлении к декарбонизации и переходу к будущей низкоуглеродной экономике путем утилизации CO2 в подземные резервуары на шельфе Австралии.
Директор компании Daein Cha сообщил:
- если исследования и проектные работы будут продолжены в соответствии с намеченными планами, проект может начать захоронение CO2 после 2027 г;
- мы хотим продвигать проект, пока есть государственное финансирование;
- ориентиром является проект Northern Lights, аналогичный проект, реализуемый Equinor, Shell и Total в Северном море, стоимостью около 6,9 млрд норвежских крон (788 млн долл США) без учета стоимости оборудования для улавливания и сжижения CO2 для транспортировки.
Проект утилизации CO2 DeepC Store
Используя технологию, разработанную для мелкомасштабного плавучего производства СПГ(FLNG), Transborders хочет создать плавучую установку у берегов Австралии, которая могла бы закачивать 1,5 млн т/год CO2 в подземные резервуары морского дна.
Проект DeepC Store состоит из 4 этапов:
-
улавливание CO2 из промышленных источников в Австралии и, возможно, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
-
транспортировка сжиженного CO2 с промышленных объектов его улавливания на площадку плавучего хранилища и закачки СО2 (Floating Storage and Injection (FSI) Hub Facility) проекта deepC Store, расположенную на шельфе северной Австралии;
-
выгрузка и временное хранение жидкого СО2 на площадке концентратора FSI перед закачкой;
-
закачка в комплекс постоянного подземного хранения в непосредственной близости от узла FSI Hub.
Этот подход будет способствовать снижению удельных затрат на 1 тонну закачиваемого СО2 за счет улучшения эффекта масштаба.
Это будет, вероятно, 1й крупномасштабный шельфовый проект в южном полушарии для приема и хранения СО2 из нескольких источников и отраслей промышленности.
Впрочем, это капля в море.
Мировые потребности в утилизации CO2
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), от 12% до 20% глобальных выбросов CO2 необходимо улавливать и хранить для достижения 0 выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением Организации Объединенных Наций.Это означает, что к 2030 г. потребуется закачка примерно 0,61 млрд т/год CO2, в 2050 г. - 4 млрд т/год.
То есть мировые потребности в утилизации CO2 соответствует примерно мощности 400 проектов DeepC Store к 2030 г, и 2700 - к 2050 г.
Истощенные нефтегазовых резервуары
CSIRO уже выявила несколько истощенных нефтегазовых резервуаров и подходящих водоносных горизонтов, расположенных на шельфе WA, NT и Victoria для потенциальных проектов утилизации CO2 коммерческого масштаба.Это свидетельствует о большом потенциале Австралии для обслуживания бизнеса по транспортировке и хранению СО2, но многие резервуары расположены удаленно и потребуют магистральных трубопроводов большой протяженности, если центр хранения и закачки СО2 будет построен на берегу.
Расположение узла FSI Hub на шельфе в непосредственной близости от идентифицированных резервуаров значительно снизит потребность в трубопроводе и мощности сжатия для закачки СО2.
Автор: О. Бахтина