Россия не присоединилась
В Балтийском море сделан важный шаг по пути предотвращения нефтяных разливов
Всемирный фонд дикой природы считает необходимым усилить меры по обеспечению морской безопасности, так как за прошедшие 10 лет нефтяная транспортировка в Балтийском море увеличилась в шесть раз.
В начале апреля 2004 года экологический комитет ММО по инициативе всех балтийских государств, за исключением России, принял решение о придании Балтийскому морю статуса "особо уязвимого морского района" (ОУМР). Это означает официальное всемирное признание Балтики как моря, которое нуждается в особой защите. Новый статус подразумевал то, что все суда должны принимать дополнительные меры предосторожности при навигации на Балтике.
Также данное решение предоставляет право всем государствам и самой ММО требовать использования наиболее совершенных мер защиты от аварий при судоходстве. Российские территориальные воды остались единственной частью Балтийского моря, на которую не распространяется действие принципов ОУМР.
Чтобы заставить статус ОУМР вступить в силу, и ввести конкретные меры по увеличению безопасности морской среды в связи со статусом, заинтересованные страны Балтийского моря должны были предоставить комитету ММО свои предложения о мерах защиты, считают экологи. Российское бывшее Министерство транспорта и Министерство природных ресурсов, отказавшись, вопреки мнению всех соседних стран, поддержать предложение о создании особо уязвимого морского района, фактически исключили Россию из участия в процессе обсуждения комплекса конкретных защитных мер и времени их введения.
Навигационный комитет ММО решил вчера рекомендовать разработанные балтийскими странами меры к принятию пленарным комитетом ММО. Заседание пленарного комитета будет проведено в ноябре-декабре, и принятые меры вступят в силу летом 2006 года. Если бы сегодня комитет отклонил подачу, то статус ОУМР разрушился бы.
"Эта рекомендация имеет решающее значение для предотвращения нефтяных бедствий в Балтийском море. В 1995 году 20 миллионов тонн нефти транспортировалось по Балтике. Сейчас транспортируется 120 миллионов тонн ежегодно, и, как ожидается, цифра достигнет 190 миллионов тонн к 2010 году", - сообщили в WWF.
"Если бы существующее ежегодное количество было загружено в цистерны танкеров, двигающихся по дороге, то линия грузовиков достигла бы длины, эквивалентной из 8-кратной окружности Земли! Этот пример показывает, какое огромное количество нефти транспортируется в нашем мелководном, уязвимом и уникальном море".
Меры защиты, предложенные Данией, Эстонией, Финляндией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей и Швецией включают схемы транспортного разделения в южной Балтике, рекомендацию для глубоководного маршрута в восточной Балтике, установление двух чувствительных областей с ограниченным судоходством (Hoburgs Bank и Norra Midsjobanken), и поправки к схемам транспортного разделения в р-не о-ва Готланд и к югу от Gedser. Такие конкретные важные меры по обеспечению безопасности, как схема транспортного разделения и система управления транспортными потоками уже приняты в Финском заливе.
"Принятая сегодня рекомендация разработана экспертами. Политические интересы будут учитываться на заключительной стадии принятия решения, поэтому, пока нельзя быть полностью уверенными в положительном результате. Всемирный фонд дикой природы приложит все усилия для того, чтобы политические и экономические интересы не помешали принятию решения, которое позволит существенно снизить риск разливов нефти и нефтепродуктов в Балтийском море ", - сообщили представители WWF.
После утверждения комплекса конкретных защитных мер Всемирный фонд дикой природы и в дальнейшем намерен усиливать морскую безопасность Балтийского моря. В связи с постоянным ростом интенсивности нефтяных перевозок, важна каждая отдельно взятая мера для того, чтобы препятствовать нефтяным загрязнениям. Например, в Балтийском море есть и другие области, которые также являются чрезвычайно уязвимыми и биологически важными, где должно быть ограничено морское движение.
Кроме того, WWF стремится к тому, чтобы Россия также присоединилась к решению сессии ММО и включила свои территориальные воды в ОУМР, а все балтийские государства постановили продлить предложенный вчера глубоководный маршрут на севере к Финскому заливу и на юге к экономической зоне Дании. Для глубоководного маршрута, пересекающего Балтийское море от Каттегата до восточной части Финского залива, должна быть принята система контроля над движением судов, утверждение транспортных путей и схем транспортного разделения. Кроме того, должны быть приняты меры по введению обязательного лоцманского сбора в проливах Дании.