Каспий может повторить судьбу Мертвого моря
Казахстанская газета "Курсивъ" приоткрывает завесу тайны, скрывающую дела канадской компании "Харрикейн хайдрокарбонс". В статье под названием "900 тонн в знак благодарности" речь идет о затонувшем близ Баку пароме "Меркурий - 2"
Как пишет газета, вначале азербайджанская сторона пыталась обвинить Казахстан в том, что, якобы, по вине казахстанской стороны не был соблюден должный контроль веса допустимого груза. "Харрикейн хайдрокарбонс" сразу после катастрофы категорически стала открещиваться от того, что является владельцем перевозимой нефти и занимается исключительно ее транспортировкой.
Однако, как пишет "Курсивъ", проблема в другом: если затонувшие вагоны не будут подняты со дна Каспия, то в скором времени это приведет к экологической катастрофе. "Пока Азербайджан не хочет поднимать оказавшуюся бесхозной нефть, заявляя, что груз казахстанский.
Но после подписания в конце позапрошлого года в столице Ирана Тегеране всеми прикаспийскими странами конвенции "Об охране окружающей среды Каспийского моря" Азербайджан уже не сможет отказаться от незамедлительного подъема затонувшего парома и обезвреживания угрозы гигантского нефтяного загрязнения Каспийского моря. В то время как виновник всей трагедии - по логике получается "Харрикейн хайдрокарбонс" - остается не при чем", - пишет газета.
В Азербайджане же к возможному возникновению экологической катастрофы на Каспии относятся по-разному. Так, глава Центра экологического прогнозирования (ЦЭП) Тельман Зейналов в беседе с "Эхо" призвал азербайджанские и казахстанские власти не сваливать вину за случившееся друг на друга, а общими усилиями поднять затонувшее судно. По его словам, на сегодняшний день экология Каспия находится в плачевном состоянии, а утечка 900 т нефти станет последней каплей.
"В этом случае мы потеряем море минимум на 50 лет, оно фактически превратится в мертвую зону", - предупредил Зейналов. При этом он отметил, что меры по поднятию танкера необходимо принимать незамедлительно, пока в цистернах не начался процесс коррозии. В противном случае, по словам эколога, Каспий уже ничто не спасет. "Это приведет к полному исчезновению морской флоры и фауны", - заключил глава ЦЭП.
В свою очередь, как говорит директор Центра по проблемам Каспия (ЦПК) при НАНА Рамиз Мамедов, "с одной стороны, несмотря на то, что к конвенции "Об охране окружающей среды Каспийского моря" присоединились все страны каспийского бассейна, ни одна из них так и не ратифицировала этот документ, в том числе и Азербайджан". С другой, по его словам, ни у одного государства, имеющего выход к Каспию, нет техники, которая смогла бы поднять затонувший танкер с морского дна. При этом он отметил, что, согласно официальным сообщениям СМИ, на пароме в момент катастрофы находилось всего два вагона-цистерны. "По неофициальным же - на танкере было около 20 цистерн", - сказал Мамедов.
Что касается экологической опасности, то, по его словам, все зависит именно от количества затонувших цистерн, передает ?Нефть России?. "Кроме того, разлив нефти представляет опасность в прибрежном секторе. Авария же в открытом море менее страшна", - отметил ученый. Вместе с тем, он добавил, что затонувший танкер не способен нанести существенный ущерб экологии Каспия.