Исследование Энергетического центра СКОЛКОВО - любопытно, а главное - в свободном доступе.
Энергетический центр СКОЛКОВО подготовил исследование, в котором проанализированы проблемные вопросы утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в контексте вступления в силу с 01 января 2012 года новых принципов расчета платы за выбросы при сжигании ПНГ на факельных установках.
Введение повышающего коэффициента приведет к росту платежей за выбросы в 50 раз до 16,7 млрд. руб. в 2012 году.
5% -ый целевой показатель сжигания ПНГ по отрасли в целом, будет достигнут не ранее 2014 года, а добыча нефти на некоторых месторождениях может стать нерентабельной.
Исследователи отмечают, что Постановление Правительства РФ №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» от 8 января 2009 г. имеет ряд недоработок, которые могут отрицательно отразиться на развитии нефтяной отрасли страны.
Межведомственное согласование проекта новой редакции Постановления №7 в части конкретизации расчета платы за сжигание ПНГ и определения особых условий для нескольких типов проблемных месторождений ведется уже почти год.
В ближайшее время должны определиться новые «правила игры» в отношении платы за сжигание ПНГ, в которых плата будет снижена для некоторых групп проблемных месторождений.
Само по себе Постановление не решит всех проблем с утилизацией ПНГ.
Установленный во многих проектных документах уровень утилизации 95% не учитывает специфику конкретных месторождений и недостижим по экономическим соображениям.
Это утверждение является любопытным.
Действительно, а что делать месторождениям с малым (до 5 млн м3/год) выходом ПНГ?
Таких предприятий сотни по России.
Что делать, если в таком случае утилизация нерентабельна в принципе?
Исследователи из Сколково совершенно правы, но только представьте, что каким –то месторождениям дали льготы по утилизации ПНГ?
Эти льготы получат многие, в России это умеют делать.
Массовое нарушение недропользователями лицензионных обязательств уже начало приводить к судебным искам к недропользователям по фактам нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и недропользования.
Негативными последствиями уже в самом ближайшем будущем могут стать отзыв или добровольная сдача лицензий по проблемным месторождениям, и, как следствие, падение добычи и налоговых поступлений.
Здесь исследователи правы, но нужно отметить, что дело даже не в охране окружающей среды.
Крупные компании уже «набрали» лицензий, но не всегда хотят их осваивать в связи с неэффективной налоговой системой.
Дело доходит до того, что некоторые компании сдают лицензии, а государство вынуждено отдавать лицензии без аукционов. Особенно в Восточной Сибири.
Тема налогового стимулирования актуальна не только для утилизации ПНГ, но и для освоения лицензионных участков в целом.
Для исправления сложившейся в отрасли ситуации, согласно выводам экспертов Энергетического центра СКОЛКОВО, необходимо кардинально улучшить нормативно-правовую базу, а именно принять специальный федеральный закон о ПНГ, внести поправки в закон «О недрах», Налоговый кодекс и Постановление №7, разработать необходимые подзаконные акты в части уточнения принципов расчета показателя сжигания и механизмов стимулирования утилизации ПНГ, а также проработать процедуры определения экономически обоснованных уровней утилизации ПНГ на лицензионных участках при согласовании проектных документов.