Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г, в марте 2013 г утвердил премьер-министр России Д. Медведев.
Документ содержит специальный раздел, посвященный охране окружающей среды.
В нем говорится о формировании эффективной системы управления в данной области и обеспечении экологической безопасности и экологически ориентированного роста экономики.
Как одно из направлений указано и снижение углеродоемкости экономики (удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП) и мер по адаптации к изменению климата.
По мнению Всемирного фонда дикой природы (WWF), в прогнозе заложен неплохой рост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
К 2020 году они должны составить 150% от уровня 2007 г, а к 2030 году – более 200%.
Предполагается и рост бюджетного финансирования защиты и охраны окружающей среды – к 2020 г до 0,5% ВВП, а затем до 1,5% ВВП.
Тогда к 2030 г удельные показатели негативного воздействия на природу должны снизиться в 3 раза: будет в 3 раза меньше городов с высоким уровнем загрязнения воздуха и в 3 раза меньше отходов.
«Впервые в правительственных документах мы видим экономически адекватный прогноз динамики выбросов парниковых газов. Раньше «планировался» только их рост. Теперь же на 2013-2020 гг заложен рост на 7,2%, а на 2020 -2030 гг - такое же снижение. Если отсчитывать от принятого в мире уровня 1990 г, то в 2020 г. будет 75%, а в 2030 г – 70%, - комментирует А. Кокорин из WWF России. - За этими цифрами кроется постепенный отход от нефтесырьевого пути развития страны».
Не часто WWF поддерживает программы правительства РФ, поэтому правительству, вероятно, приятно.
В прогнозе есть 3 сценария: консервативный, инновационный и форсированный.
Однако все они, даже консервативный, предполагают развитие на новых технологиях, хотя и разными темпами.
«Вероятно, это уже неизбежное веление времени, иначе наша страна будет резко терять свои позиции с мировой экономике.
Поэтому переход от роста к снижению выбросов парниковых газов применим ко всем сценариям, хотя и в разных масштабах, - добавляет А. Кокорин. - В ближайшее время целевые показатели по парниковым газам должны быть расписаны по секторам экономики.
Дополнительно нужно рассмотреть меры в лесном хозяйстве, которые бы привели и к росту качества наших лесов, и к поддержанию высокого уровня поглощения ими СО2 из атмосферы. Сейчас этот фактор в Прогнозе не учитывается».
Добавим, что с 1 января 2012 г в России действует Постановление «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» , требующее утилизацию 95% ПНГ.
С 2013 г в 12 раз возросли размеры базовой ставки штрафа за неэффективное сжигание ПНГ, а с 2014 г последует 25-кратный рост санкций.
В скором времени с авиакомпаний впервые начнут взыскивать плату за загрязняющие выбросы в атмосферу.
Проработать соответствующие нормативы на выброс загрязняющих веществ самолётами было поручено недавно Министерством Природы РФ Росприроднадзору.
Для любознательных напомним, что Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) опубликовала новый метод расчета интенсивности выбросов углекислого газа при производстве чугуна и стали, что , вероятно, приведет к ужесточению стандарта.
Не исключено, что в ближайшем будущем будут обновляться стандарты ISO и в других отраслях, в том числе в ТЭК.