Иран серьезно обеспокоен серией пожаров и взрывов, которые в последнее время произошли на объектах нефтяной промышленности и видит их причину в кибератаках.
Об этом 10 августа 2016 г рассказал руководитель Высшего совета по контролю за виртуальным пространством Иранской республики Иран А. Фирузабади.
За последний месяц на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях Ирана произошла серия сильных пожаров.
Трижды горел крупный нефтеперерабатывающий комплекс в Бендер-Махшахре.
В начале июля 2016 г там загорелась установка по переработке параксилола, затем главное нефтехранилище, которое не удавалось потушить в течение 3 суток.
Очередной пожар произошел на этом же НПЗ в конце июля 2016 г в ходе ремонтных работ.
Еще 1 возгорание произошло на нефтехимическом предприятии Бистун в 15 км к востоку от г Керманшах.
В начале августа 2016 г огнем был уничтожен склад нефтехимической продукции в г Бендер-Имам Хомейни провинции Хузистан.
Последним инцидентом 7 августа 2016 г стал взрыв на газораспределительной станции близ г Генаве в южной провинции Бушер.
Нефтехимия для Ирана - стратегическая отрасль промышленности.
После снятия санкций Иран активно развивает нефтяную, газовую и нефтехимическую отрасли.
До 2020 г Иран планирует привлечь в эту сферу 185 млрд долл США инвестиций.
По нефтехимии Исламская Республика рассчитывает на привлечение инвестиций в объеме 80 млрд долл США за ближайшие 10 лет.
Производство нефтехимической продукции Иран планирует увеличить с текущих 60 млн т до 138 млн т в 2020 г и довести его до 180 млн т в 2025 г.
Такая частота пожаров и взрывов может насторожить любого, а наученный горьким опытом Stuxnet Иран - тем более.
Иранские спецслужбы намерены провести тщательное расследование ряда этих инцидентов.
Для этого создаются группы специалистов, которые до 15 августа 2016 г будут направлены на места происшествий для проведения обстоятельных расследований.
Напомним, что компьютерный червь Win32/Stuxnet был обнаружен в июне 2010 г, причем не только на компьютерах рядовых пользователей, но и в автоматизированных системах управления технологическими процессами (АСУ ТП).
Это открыло новый этап развития киберугроз, поскольку Stuxnet мог быть использован в качестве средства шпионажа и диверсий в АСУ ТП промышленных предприятий, электростанций, аэропортов и т.п.
Но и это не все - впервые в истории кибератак вирус физически разрушал инфраструктуру.
По предположениям экспертов, Stuxnet разработан спецслужбами Израиля и США и направлен против Иранской ядерной программы (ИЯП).
В 2011 г сообщалось, что червь Stuxnet нарушил работу почти 1000 центрифуг для обогащения уранового топлива, от которых Иран вынужден был избавиться.
Тогда же глава организации по атомной энергии (AEOI) Ирана А.Салехи опроверг мнение Запада о том, что Stuxnet якобы нанес ущерб компьютерным системам АЭС Бушера.
Между тем, в 2012 г некая группа Меч правосудия нанесли удар вирусом Шамун по компьютерной сети Saudi Aramco.
В 2914 г сообщалось о разработанной системе, позволяющей вычислить подходящее время для нанесения кибератаки, используя при этом эксплойты- скрытые уязвимые места в коде программ и операционных систем.