Таким образом, американские компании получили возможность участвовать в геологоразведке (ГРР), освоении и добыче углеводородов на территории Венесуэлы.
Лицензия также охватывает сопутствующие операции, включая:
- проведение платежей,
- организацию транспортировки и логистики,
- фрахт судов,
- оформление морского страхования,
- предоставление портовых и терминальных услуг.
Отдельно оговаривается, что контракты, заключаемые с правительством Венесуэлы или государственной нефтегазовой компанией Petroleos de Venezuela, S.A. (PdVSA), должны соответствовать законодательству США, а возможные споры - рассматриваться в американской юрисдикции.
В то же время лицензия содержит ограничения. В частности, запрещены сделки с участием лиц и структур, связанных с Россией, Ираном, КНДР, Кубой и Китаем, включая компании, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, а также совместные предприятия с их участием.
Ранее Минфин США уже разрешил отдельные операции с венесуэльской нефтью для американских юридических лиц. Новые разъяснения фактически расширяют регуляторную рамку для участия компаний США в upstream-сегменте Венесуэлы.
Напомним, что по данным ОПЕК, к 2024 г. Венесуэла добывала лишь около 1% от общего мирового объема добычи нефти, чему препятствовали годы недоинвестирования, санкции и эмбарго. По словам главы PdVSA Г. Обрегона, Венесуэла в 2026 г. намерена увеличить нефтедобычу как минимум на 18% по сравнению с уровнем 2025 г. Это очень сложная задача в условиях недоверия к перспективам Венресуэлы.
Влияние на Китай и Россию
Напомним, что Китай до недавнего времени был одним из крупнейших покупателей венесуэльской нефти, часто на утральготных условиях. В последние годы объемы поставок превышали сотни тысяч барр./сутки, что составляло значительную часть экспортного потока Венесуэлы.Новая лицензия OFAC прямо запрещает сделки с китайскими компаниями или совместные предприятия с участием китайских фирм. Ограничения могут подтолкнуть Китай искать дополнительные каналы для ресурсов или перераспределить закупки на другие регионы (например, Ближний Восток или Африку), что создает потенциал перераспределения глобальных торговых потоков нефти в пользу США и их партнеров.
Как и для Китая, в текущей лицензии США прямо запрещены транзакции с российскими организациями. Это фактически блокирует участие российских компаний (включая государственные структуры и трейдеров) в разведке и добыче венесуэльской нефти под юрисдикцией США. Российские официальные лица уже выразили протест в адрес США, назвав исключение российских компаний «дискриминацией» и намереваясь запросить разъяснений.






