Об этом в интервью ТАСС, опубликованном 2 сентября 2025 г., сообщила врио губернатора НАО И. Гехт.
Лаявож, Харьяга и др. проекты
И. Гехт напомнила, что НАО остается нефтедобывающим регионом, сильно зависящим от добычного сектора. В регионе насчитывается 97 месторождений, часть из которых уже и введены в эксплуатацию, часть - нет.«В ближайшее время начнется бурение на Лаявожском месторождении. Уже в следующем году планируется получить первую нефть», - сообщила врио губернатора НАО.
Напомним, что Лаявожское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) входит в состав одного участка недр федерального значения с Ванейвисским НГКМ. Лаявожское НГКМ имеет запасы по категориям C1+C2 в объеме 9,8 млн т нефти и 140,1 млрд м3 газа, Ванейвисское НГКМ чуть меньше - его запасы по C1+C2 составляют 6,5 млн т нефти и 85,2 млрд м3 газа. Проект по разработке этих месторождений реализует Лаявожнефтегаз (ЛВНГ), СП Газпрома и ЛУКОЙЛа, созданное в марте 2021 г., а в 2022 г. ставшее паритетным.
Также И. Гехт рассказала о международных добычных проектах в НАО. В частности, в регионе продолжают добычу нефти:
- Русвьетпетро - СП Зарубежнефти и PetroVietnam, разрабатывает месторождения Центрально-Хорейверского поднятия,
- Харьягинское месторождение, разрабатываемое в рамках соглашения о разделе продукции - Харьягинское СРП после ухода TotalEnergies и Equinor на 90% контролируется Зарубежнефтью (70% напрямую и 20% через оператора Зарубежнефть - Добыча Харьяга, остальные 10% у Ненецкой нефтяной компании). В мае 2025 г. правительство РФ одобрило проект соглашения о расширении сотрудничества в области добычи нефти и газа с Вьетнамом, согласно которому до 2027 г. PetroVietnam получит 35% долей в Харьягинском СРП, а Зарубежнефть получит 49% в будущем СРП по разработке блоков 01/17 и 02/17 на шельфе Вьетнама.
Сотрудничество с партнерами, по словам И. Гехт, развивается стабильно, соглашение с Вьетнамом продлено до 2030 г. На фоне проходящего в Китае саммита ШОС НАО рассчитывает на привлечение партнеров из стран организации и стран БРИКС. Одна из тем обсуждения - допуск к инфраструктуре Северного морского пути (СМП) Китая с его проектом Ice Silk Road.
«Китай потенциально сильный и адекватный инвестор в арктический потенциал РФ, они развивают свой ледокольный флот, пока это несколько судов (в РФ более 40), но мы знаем, как быстро Китай догоняет лидеров там, где видит перспективу», - отметила И. Гехт.
Арктическая логистика НАО
В числе проектов, связанных с логистикой нефти в НАО, И. Гехт назвала стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) Варандей ЛУКОЙЛа, отметив, что это один из ключевых пунктов СМП и в целом Трансарктического транспортного коридора (ТАТК). Напомним, что концепцию ТАТК президент РФ В. Путин озвучил в марте 2025 г. в ходе рабочей поездки в г. Мурманск. Трансарктический транспортный коридор, ключевым участком которого станет СМП, пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока, соединив мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки коротким и экономически выгодным маршрутом.«Округ имеет стратегическое значение в области перегрузки нефти и дальнейшей транспортировки, а также в части разработки новых месторождений», - отметила врио губернатора НАО.
Однако не все логистические проекты в НАО, связанные с СМП, удается реализовывать. Так, проект строительства глубоководного порта Индига остается в зачаточном состоянии. По мнению И. Гехт, порт Индига проиграл конкуренцию соседним портам Мурманск и Архангельск, которые имеют уже созданную инфраструктуру. Хотя в стратегическом плане проект привлекателен - потенциально Индига может стать удобным глубоководным незамерзающим портом с прямым выходом в Атлантику.
Для работы порта Индига необходима железная дорога, однако ветка до Сосногорска (республика Коми) остается на бумаге, в связи со значительным объемом необходимых инвестиций. В октябре 2024 г. Ю. Бездудный, возглавлявший тогда НАО, сообщил, что строительство ж/д Сосногорск - Индига остановлено. В зависшем состоянии оказался и проект строительства горно-металлургического комплекса по переработке титановых руд и кварцевых песчаников Пижемского месторождения Руститана. CAPEX проекта порта Индига оценивается в 353,1 млрд руб., Пижемского месторождения - 220 млрд руб., проекта ж/д Сосногорск - Индига - 371,2 млрд руб.
Завис и еще один связанный с портом Индига проект - газохимический комплекс РусХима, предполагающий разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений (ГКМ) в НАО, с производством метанола, стабильного газового конденсата и гранулированной серы с отгрузкой через терминал в районе пос. Индига.
Любопытная деталь - Коровинское и Кумжинское ГКМ ранее рассматривались как ресурсная база проекта Печора СПГ, который инициировала группа Alltech погибшего в мае 2020 г. Д. Босова. Проектом интересовалась Роснефть, пытавшаяся расширить ресурсную базу за счет Ванейвисского и Лаявожского НГКМ, но их в итоге получил Газпром. Роснефть в Печоре СПГ разочаровалась, Alltech, не имея лицензии на экспорт СПГ пыталась продать месторождения Газпрому, но безуспешно. В итоге Печору СПГ осенью 2020 г. приобрел РусХим В. Южилина, но и потом проект так и не смог стартовать из-за неясных перспектив рынков сбыта и технологических сложностей. РусХим искал партнеров, ведя переговоры с т.ч. с Зарубежнефтью и даже с Газпром нефтью , что особенно занятно с учетом истории с Ванейвисским и Лаявожским НГКМ.
Тем не менее, И. Гехт выразила уверенность в перспективности порта Индига, заверив, что НАО к нему вернется, когда придет время.
Технологии в «мирной жизни»
И. Гехт отметила роль нефтяных компаний в жизни НАО, отметив, что нефтяники внедряют новые технологии в добычу нефти, ее транспортировку, обеспечение процесса, причем эти технологии реализуются и в «мирной жизни». В качестве примера врио губернатора привела реализованные проекты с тепловыми насосами, которые сегодня переносятся в населенные пункты, чтобы улучшить теплоснабжение. Администрация округа поддерживает и софинансирует подобные инициативы, которые направлены на улучшение качества жизни.«Всем жителям хотелось бы иметь централизованное теплоснабжение. Те села, где оно появляется, там остаются люди на зиму, не уезжают. Коммунальная инфраструктура сегодня тоже очень важна, особенно в отдаленных населенных пунктах», - отметила И. Гехт.