USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

5 мин
188

Лаявож, ТАТК и не только. В НАО продолжается реализация крупных нефтегазовых и логистических проектов

Не все идет гладко - завис проект порта Индига и газохимического комплекса на базе месторождений проекта Печора СПГ.

Лаявож, ТАТК и не только. В НАО продолжается реализация крупных нефтегазовых и логистических проектов

Москва, 3 сен - ИА Neftegaz.RU. Бурение на Лаявожском месторождении в Ненецком автономном округе (НАО) начнется в ближайшее время. В регионе реализуются и другие проекты, в которые регион приглашает партнеров из стран ШОС и БРИКС.
Об этом в интервью ТАСС, опубликованном 2 сентября 2025 г., сообщила врио губернатора НАО И. Гехт.

Лаявож, Харьяга и др. проекты

И. Гехт напомнила, что НАО остается нефтедобывающим регионом, сильно зависящим от добычного сектора. В регионе насчитывается 97 месторождений, часть из которых уже и введены в эксплуатацию, часть - нет.

«В ближайшее время начнется бурение на Лаявожском месторождении. Уже в следующем году планируется получить первую нефть», - сообщила врио губернатора НАО.

Напомним, что Лаявожское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) входит в состав одного участка недр федерального значения с Ванейвисским НГКМ. Лаявожское НГКМ имеет запасы по категориям C1+C2 в объеме 9,8 млн т нефти и 140,1 млрд м3 газа, Ванейвисское НГКМ чуть меньше - его запасы по C1+C2 составляют 6,5 млн т нефти и 85,2 млрд м3 газа. Проект по разработке этих месторождений реализует Лаявожнефтегаз (ЛВНГ), СП Газпрома и ЛУКОЙЛа, созданное в марте 2021 г., а в 2022 г. ставшее паритетным.

Также И. Гехт рассказала о международных добычных проектах в НАО. В частности, в регионе продолжают добычу нефти:
  • Русвьетпетро - СП Зарубежнефти и PetroVietnam, разрабатывает месторождения Центрально-Хорейверского поднятия,
  • Харьягинское месторождение, разрабатываемое в рамках соглашения о разделе продукции - Харьягинское СРП после ухода TotalEnergies и Equinor на 90% контролируется Зарубежнефтью (70% напрямую и 20% через оператора Зарубежнефть - Добыча Харьяга, остальные 10% у Ненецкой нефтяной компании). В мае 2025 г. правительство РФ одобрило проект соглашения о расширении сотрудничества в области добычи нефти и газа с Вьетнамом, согласно которому до 2027 г. PetroVietnam получит 35% долей в Харьягинском СРП, а Зарубежнефть получит 49% в будущем СРП по разработке блоков 01/17 и 02/17 на шельфе Вьетнама.

Сотрудничество с партнерами, по словам И. Гехт, развивается стабильно, соглашение с Вьетнамом продлено до 2030 г. На фоне проходящего в Китае саммита ШОС НАО рассчитывает на привлечение партнеров из стран организации и стран БРИКС. Одна из тем обсуждения - допуск к инфраструктуре Северного морского пути (СМП) Китая с его проектом Ice Silk Road.

«Китай потенциально сильный и адекватный инвестор в арктический потенциал РФ, они развивают свой ледокольный флот, пока это несколько судов (в РФ более 40), но мы знаем, как быстро Китай догоняет лидеров там, где видит перспективу», - отметила И. Гехт.

Арктическая логистика НАО

В числе проектов, связанных с логистикой нефти в НАО, И. Гехт назвала стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) Варандей ЛУКОЙЛа, отметив, что это один из ключевых пунктов СМП и в целом Трансарктического транспортного коридора (ТАТК). Напомним, что концепцию ТАТК президент РФ В. Путин озвучил в марте 2025 г. в ходе рабочей поездки в г. Мурманск. Трансарктический транспортный коридор, ключевым участком которого станет СМП, пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока, соединив мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки коротким и экономически выгодным маршрутом.

«Округ имеет стратегическое значение в области перегрузки нефти и дальнейшей транспортировки, а также в части разработки новых месторождений», - отметила врио губернатора НАО.

Однако не все логистические проекты в НАО, связанные с СМП, удается реализовывать. Так, проект строительства глубоководного порта Индига остается в зачаточном состоянии. По мнению И. Гехт, порт Индига проиграл конкуренцию соседним портам Мурманск и Архангельск, которые имеют уже созданную инфраструктуру. Хотя в стратегическом плане проект привлекателен - потенциально Индига может стать удобным глубоководным незамерзающим портом с прямым выходом в Атлантику.

Для работы порта Индига необходима железная дорога, однако ветка до Сосногорска (республика Коми) остается на бумаге, в связи со значительным объемом необходимых инвестиций. В октябре 2024 г. Ю. Бездудный, возглавлявший тогда НАО, сообщил, что строительство ж/д Сосногорск - Индига остановлено. В зависшем состоянии оказался и проект строительства горно-металлургического комплекса по переработке титановых руд и кварцевых песчаников Пижемского месторождения Руститана. CAPEX проекта порта Индига оценивается в 353,1 млрд руб., Пижемского месторождения - 220 млрд руб., проекта ж/д Сосногорск - Индига - 371,2 млрд руб.

Завис и еще один связанный с портом Индига проект - газохимический комплекс РусХима, предполагающий разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений (ГКМ) в НАО, с производством метанола, стабильного газового конденсата и гранулированной серы с отгрузкой через терминал в районе пос. Индига.

Любопытная деталь - Коровинское и Кумжинское ГКМ ранее рассматривались как ресурсная база проекта Печора СПГ, который инициировала группа Alltech погибшего в мае 2020 г. Д. Босова. Проектом интересовалась Роснефть, пытавшаяся расширить ресурсную базу за счет Ванейвисского и Лаявожского НГКМ, но их в итоге получил Газпром. Роснефть в Печоре СПГ разочаровалась, Alltech, не имея лицензии на экспорт СПГ пыталась продать месторождения Газпрому, но безуспешно. В итоге Печору СПГ осенью 2020 г. приобрел РусХим В. Южилина, но и потом проект так и не смог стартовать из-за неясных перспектив рынков сбыта и технологических сложностей. РусХим искал партнеров, ведя переговоры с т.ч. с Зарубежнефтью и даже с Газпром нефтью , что особенно занятно с учетом истории с Ванейвисским и Лаявожским НГКМ.

Тем не менее, И. Гехт выразила уверенность в перспективности порта Индига, заверив, что НАО к нему вернется, когда придет время.

Технологии в «мирной жизни»

И. Гехт отметила роль нефтяных компаний в жизни НАО, отметив, что нефтяники внедряют новые технологии в добычу нефти, ее транспортировку, обеспечение процесса, причем эти технологии реализуются и в «мирной жизни». В качестве примера врио губернатора привела реализованные проекты с тепловыми насосами, которые сегодня переносятся в населенные пункты, чтобы улучшить теплоснабжение. Администрация округа поддерживает и софинансирует подобные инициативы, которые направлены на улучшение качества жизни.

Остановилась И. Гехт на газификации и альтернативных решениях в теплоснабжении. Несмотря на то, что НАО является нефтегазовым регионом, сетевой газ присутствует только в г. Нарьян-Мар. В остальных населенных пунктах теплоснабжение обеспечивается за счет угля и пеллетов. Приоритет отдается пеллетным котлам, как более теплоемкому и экологичному решению.

«Всем жителям хотелось бы иметь централизованное теплоснабжение. Те села, где оно появляется, там остаются люди на зиму, не уезжают. Коммунальная инфраструктура сегодня тоже очень важна, особенно в отдаленных населенных пунктах», - отметила И. Гехт.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK