Работы консорциума компаний в разработке 2й стадии месторождения Шах-Дениз выполнены на 96%.
Об этом 6 сентября 2017 г сообщил президент Азербайджана И. Алиев после торжественного спуска на воду судна Ханкенди.
По словам И. Алиева, проект почти реализован, так как находится в высокой степени готовности - 96%.
В рамках разработки 2й стадии Шах-Дениз работы ведутся на всех участках как на море, так и на суше, включая Сангачальский терминал и вдоль маршрута Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ).
Предстоит построить:
- 2 морских платформы;
- пробурить 26 подводных скважин;
- проложить 500 км подводных газопроводов на глубине 550 м;
- расширить Сангачальский нефтетерминал;
- расширить пропускную способность ЮКТ;
- построить 4 тыс км газопроводов для доставки азербайджанского газа в Европу.
Стоимость 2й стадии разработки месторождения оценивается в 25 млрд долл США.
В рамках проекта Шах Дениз-2 добыча газа на месторождении увеличится на 16 млрд м3/год.
Газ будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки за счет расширения ЮКТ и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) магистральных газопроводов (МГП).
В 2018 г планируется получить 1й газ, который станет станет основным источником для Южного газового коридора (ЮГК).
Контракт на разработку Шах-Дениз был подписан в июне 1996 г.
Участники проекта:BP (оператор) - 28,8%, Statoil - 15,5%, NICO - 10%, Total - 10%,ЛУКОЙЛ - 10%, TPAO -9%, SOCAR - 16,7%.
Позже Statoil продала 10% долевого участия в проекте разработки ГКМ Шах-Дениз и в Южнокавказском МГП компаниям SOCAR и BP.
Важную роль в обустройстве 2й стадии Шах-Денза будет играть судно Ханкенди.
Судно займется подводными строительными работами.
И. Алиев так же сообщил, что сейчас на Бакинском судостроительном заводе также ведется строительство 2х паромов и 2х танкеров.
В мире имеется всего 10 судов этого типа.