Halliburton и Schlumberger сообщили об этом 18 марта 2022 г. (Halliburton первой, Schlumberger чуть позже), а Baker Hughes - 19 марта.
Все 3 компании выразили озабоченность и тревогу по поводу эскалации ситуации на Украине (формулировку «война» использовала только Halliburton, тогда как другие компании высказались мягче).
Также все нефтесервисные гиганты заявили о своей приверженности соблюдению действующих международных законов и санкций, а также текущих договорных обязательств.
По поводу своей деятельности в России компании высказались немного по-разному:
- Halliburton сообщила о сворачивании своей деятельности в России и приостановке дальнейшего развития бизнеса в стране, подчеркнув, что это решение вступает в силу немедленно. Также компания сообщила, что еще несколько недель назад приостановила поставки в Россию подпавших под санкции товаров и запчастей.
- Schlumberger сообщила, что приняла решение прекратить дальнейшие инвестиции и внедрение технологий в свою деятельность на территории России. Компания также заявила, что продолжает активно следить за динамикой ситуации и будет осуществлять любую существующую деятельность в полном соответствии с применимыми международными законами и санкциями.
- Baker Hughes использовала схожие формулировки, заявив, что приняла решение о приостановке новых инвестиций в свою деятельность на территории России. Компания пообещала наблюдать за развитием ситуации и продолжить соблюдение действующих международных законов и санкций, а также текущих договорных обязательств.
Более резкие высказывания Halliburton могут объясняться большей степенью ориентированности компании на североамериканский рынок.
В 2021 г. доходы компании составили 15,295 млрд долл. США, из них 6,371 млрд долл. США (41,7%) пришлось на Северную Америку, тогда как на регион, включающий Европу, Африку и СНГ, - 2,719 млрд долл. США (17,8%).
При этом в отчете за 2021 г. Halliburton отметила снижение активности по нескольким направлениям продуктов и услуг в России.
У Schlumberger география деятельности более диверсифицирована, большую часть доходов компании приносят операции на Ближнем Востоке и Азии.
В 2021 г. доходы компании составили 22,929 млрд долл. США, из них 8,058 млрд долл. США (35,1%) пришлось на Ближний Восток и Азию, на Европу, Африку и СНГ, - 5,778 млрд долл. США (25,2%), на Северную Америку - лишь 4,466 млрд долл. США (19,5%).
Baker Hughes географическую структуру доходов приводит крайне сжато, выделяя лишь США.
В 2021 г. доходы компании составили 20,502 млрд долл. США, из которых 4,497 млрд долл. США (21,9%) пришлось на США.
Но следует учитывать, что Baker Hughes в последние годы трансформировалась в многопрофильную корпорацию, помимо традиционных нефтесервисных услуг занимающуюся турбинами, цифровыми, климатическими и аналитическими решениями.
Поэтому ее решение о приостановке новых инвестиций в деятельность на территории России будет наиболее чувствительным.
Уход 3 нефтесервисных флагманов для российского рынка был ожидаемым и на текущий момент уже не так критичен, как это было бы 5 лет назад.
Еще 2000х гг. российские нефтегазовые компании выводили нефтесервисное направление на аутсорсинг, стремясь повысить финансовую эффективность за счет вывода менее рентабельные активы за свой периметр.
Однако в последние несколько лет идет обратный процесс, когда нефтегазовым компаниям важна подконтрольность нефтесервиса.
Сейчас Россия получила дополнительный стимул для развития собственных нефтесервисных компаний.