Москва, 31 июл - ИА Neftegaz.RU. Кризисные явления в экономике России назревают уже давно. К инфляции, сокращению реальных доходов населения, санкциям и падению курса рубля в 2020 году добавилась потрясшая весь мир пандемия коронавируса. Государство приняло экстренные меры по поддержке населения, но в долгосрочной перспективе кардинально переломить ситуацию в лучшую сторону способен только интенсивный экономический рост. Драйвером восстановления страны после затяжного кризиса могут стать капиталоемкие отечественные промышленные предприятия.
Для восстановления и модернизации производства необходимы крупные инвестиции. Одним из способов привлечения капитала в перспективные отрасли экономики может стать промышленный туризм. Организация туров не только для представителей бизнес-сообществ из разных регионов России, но и для потенциальных иностранных инвесторов сейчас является перспективным, но недостаточно реализованным направлением. Партнерские соглашения с заинтересованными компаниями заключаются благодаря личному энтузиазму представителей крупных предприятий. В то время, как туристическая отрасль способна оказать огромное содействие в формировании имиджа отечественных организаций.
В России промышленный туризм начал активно развиваться только с 2017-го года, когда был учрежден Совет по развитию промышленного туризма. Помимо стимулирования проведения экскурсий на предприятиях и укрепления связей между туристическими и производственными компаниями, Совет начал разработку “Карты промышленного туризма”. Самыми перспективными направлениями были признаны Приволжский федеральный округ, Удмурдская республика, Волгоградская и Вологодская области и Урал.
В Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. промышленный туризм выделен отдельно в качестве мероприятий на объекте, позволяющих понять процессы производства. Но большинство руководителей крупных предприятий в разных уголках России до сих пор имеют весьма смутное представление о преимуществах такого рода экскурсий для своего бизнеса. Затраты труда и времени на разработку и организацию безопасных туров в их понимании превышают выгоду от этого вида деятельности. Именно поэтому Совет по развитию промышленного туризма и органы власти на местах должны оказывать информационную поддержку заинтересованному бизнесу, объяснять принципы создания безопасных туристических коридоров.
К примеру, завод инновационных технологий "Россильбер", находящийся в Башкирии, специализируется на разработке и производстве продуктов промышленной химии. У концерна есть собственные лаборатории, посещение которых крайне интересно выпускникам вузов и потенциальным бизнес-партнерам из сферы наукоемких производств. «Россильбер» уже имеет опыт проведения экскурсий на заводе. До пандемии они проводились на постоянной основе - дважды в месяц, и весьма успешно: немало студентов после экскурсии по заводу изъявляли желание пройти практику, и компания с удовольствием шла им навстречу.
Однако самим туристам не хватает информированности. Зачастую гости региона даже не знают, что те или иные предприятия открыты к посещению. Их необходимо включать в туристические карты, всевозможные путеводители. Это серьезная работа, которую необходимо проводить регулярно и вместе с властями региона.
Помимо весьма далеких перспектив заключения деловых соглашений для получения крупных инвестиций, руководителей компаний можно заинтересовать и сиюминутной выгодой от промышленного туризма. Например, предприятия пищевой отрасли способны проводить дегустацию и тут же продавать свою продукцию. Представители наукоемких отраслей могут предложить к реализации сувениры со своими логотипами, которые в дальнейшем будут работать на имидж компании.
Кроме роста продаж и привлечения капитала, промышленный туризм призван повысить престиж рабочих и инженерных профессий, который в противовес юридическим и экономическим специальностям сейчас нуждаются в серьезной поддержке. Туристам нравится наблюдать за работой передовой техники, у них есть возможность своими глазами увидеть продукты на стадии создания, которые еще никто в мире не производит, посетить цеха. Так почему бы предприятиям не поддержать этот интерес и для решения проблем с кадрами на производстве.
Сейчас промышленный туризм в России нуждается в информационной поддержке со стороны государства. Страна с необъятной территорией и огромными производственными мощностями имеет неиссякаемый потенциал для развития этого вида внутреннего туризма. Зарубежные представители, интересующиеся историей России, с радостью воспользуются неформатным предложением туристической отрасли. Экскурсии на производство школьников и выпускников помогут зажечь в сердцах будущего поколения желание возрождать и развивать экономику своей страны. Промышленный туризм способен привлечь дополнительные средства в бюджет каждого отдельного предприятия и поднять престиж России в целом.
Автор: Ильшат Хафизов, исполнительный директор ЗИТ «Россильбер»