Особое мнение
НК "ЛУКОЙЛ" по запасам, по технологичности, по структуре построения очень близка к компании Chevron - В.Алекперов
Мы динамично расширяемся и развиваемся, мы владеем уникальными запасами углеводородного сырья, которые будут в цене дорожать год от года - запасы-то, к сожалению, невосполнимые. Тенденция сохранится, если, конечно, человечество не откроет новые технологии получения энергии", считает В.Алекперов. По мнению президента "ЛУКОЙЛа", уполномоченной компании, которая бы вели переговоры по СРП от имени государства, быть не должно. Должна быть уполномоченная государственная структура - на базе Минэнерго, Минэкономразвития или "Зарубежнефти". Почему, например, "Роснефть" должна быть уполномоченной?
Она такой же агент на рынке, как и другие компании. А если она завтра перестанет быть государственной, тогда как в процессе переговоров по СРП нужно раскрыть уполномоченной компании все свои ноу-хау по проекту, всю логистику, геологию, а она может их использовать в своих проектах. Локальные проекты "ЛУКОЙЛа" на первый взгляд многим покажутся сумбурными. Однако, если попытаться обнаружить начало цепочки и ее завершение, получается логичная и экономически эффективная картина. "ЛУКОЙЛ" имеет уникальные запасы нефти, но меньшую переработку, а также существенно меньший сбыт.
А эти три звена должны быть равными! Компания BP имеет шестьдесят тысяч заправочных станций, а "ЛУКОЙЛ" всего две тысячи семьсот. BP продают бензина больше, чем добывают нефти, а российская компания - наоборот. "ЛУКОЙЛ" не заинтересованы быть сырьевой компанией, наша задача - производить готовый продукт и самим эффективно продавать его. "ЛУКОЙЛ" купил НПЗ в Одессе, Румынии, Болгарии, создали самую крупную нефтебазу для снабжения за счет практически нулевого фрахта черноморского региона нефтепродуктами и планомерно выстраиваем там сеть АЗС.
На севере создали собственный флот - одиннадцать ледоколов. Это значит, что для нас уже не существует сезонности в отгрузке нефти по Северному морскому пути. И транспортное плечо короче, и фрахт дешевле. Для решения этой же задачи на Западе нам нужны завод и розница в Прибалтике - и мы этого так же планомерно добиваемся. На газовом рынке "ЛУКОЙЛ" будет добиваться доступа к газовым трубопроводам, и думаем, что в конце концов завоюем не менее тридцати процентов газового рынка. Появилась же компания "Итера". Что бы о ней ни говорили - это прецедент, и мы этому прецеденту рады.