Скоро "Транснефть" будет не только транспортировать чужую нефть, но и добывать собственную.
На днях в Ханты-Мансийске была зарегистрирована компания "Трансойл", участниками которого выступают "Транснефть" и "Красноленинскнефтегазгеология".
Последней принадлежит лицензия на часть Красноленинского месторождения в ХМАО.
А соседом "Трансойла" будет компания "Сибнефть-Югра".
Сразу же после своего назначения на пост президента "Транснефти" С. Вайншток заявил о том, что собирается добывать нефть и в этой компании. "В первую очередь, я нефтяник", - говорил он. Поэтому первым делом глава транспортной монополии внес поправки в устав "Транснефти", расширив сферу ее деятельности. Правда, с нефтью Вайнштоку поначалу не очень везло - попытки "Транснефти" втиснуться в Харьягинский проект потерпели неудачу.
Зато президент компании изобрел способ добывать нефть из трубопровода: в прошлом году он в результате инвентаризации выудил оттуда 200 000 т сырья и даже сумел отправить их на экспорт. Но это все-таки была разовая акция, а сейчас у "Транснефти" появилась возможность стать полноценной нефтедобывающей компанией. Она нашла себе партнера с лицензией на нефтяное месторождение - небольшое государственное унитарное предприятие "Красноленинскнефтегазгеология". На днях они учредили совместную компанию "Трансойл".
У ГУП "Красноленинскнефтегазгеология" есть одна лицензия на небольшой участок Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения. Это часть Пальяновской площади месторождения, разведанные запасы которой составляют 9 млн т, а извлекаемые всего - 2,5 млн т. Добыча "Красноленинскнефтегазгеологии" в первом полугодии составила 5300 тонн нефти. Компанию неоднократно отключали от экспортной трубы за неуплату налогов.
По информации агентства Petroleum Argus, "Траснефть" давно вела переговоры о покупке "Красноленинскнефтегазгеологии". Но вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев утверждает, что в компании "Трансойл" транспортники будут контролировать всего 12% (через компанию "Сибнефтепровод") , а 50% - доля "Красноленинскнефтегазгеологии". А остальные 38% достанутся некоей частной фирме, называть которую в "Траснефти" не хотят. Новой компании будет передана лицензия на месторождение нефти.
Альянс богатой транспортной монополии с маленьким геологическим предприятием Григорьев объясняет тем, что его компании "трудно было найти крупного партнера, такого как "ЮКОС" или ЛУКОЙЛ". "Нефтяной рынок поделен, и мы объединились с тем, кто согласился, - говорит вице-президент - К тому же нас вполне устраивало то, что "Красноленинскнефтегазгеология" - государственное предприятие и нас не начнут обвинять в преференциях какой-нибудь частной компании при транспортировке ее нефти. " Глава департамента нефти и газа Ханты-Мансийского автономного округа Геннадий Зайцев рассказал, что "Транснефть" уже давно искала предприятие, владеющее лицензией на нефтяное месторождение, но не имеющее средств на его разработку. "А "Транснефть" очень сильный партнер в плане инвестиций", - считает Зайцев.
Впрочем, у монополии может появиться и более мощный партнер, чем "Красноленинскнефтегазгеология". Дело в том, что соседом "Транснефти" по месторождению будет "Сибнефть". В конце прошлого года она заключила с компанией Sibir Energy договор о совместной разработке смежного участка Пальяновского месторождения, лицензией на которое владеет дочка Sibir Energy "Югранефть". Высокопоставленный источник в Минприроды не исключил, что "соседи" могут в будущем объединить свои участки. Так делают многие компании, например, "ЛУКойл", покупающий мелкие предприятия в Тимано-Печоре. Правда С. Григорьев уклончиво говорит, что "пока еще подобной идеи у госкомпании нет и сначала надо поработать. " В "Сибнефти" от комментариев отказались.
Аналитик "НИКойла" Г. Красовский считает, что с экономической точки зрения объединение месторождений было бы одинаково выгодно и "Сибнефти", и "Транснефти" поскольку снизит производственные издержки. Аналитик указывает на то, что обе эти компании пришли в проекты как основные инвесторы, в то время как Sibir Energy и Красноленинскнефтегазгеология всего лишь внесли свои лицензии. "Хотя в целом, - отметил Геннадий Красовский - то, что "Транснефть" займется добычей, не очень хорошо с рыночной точки зрения. И определенный конфликт интересов конечно будет. "