BP критикуют эксперты
BP под прицелом критики в связи с проектом "Баку - Тбилиси - Джейхан"
О профессиональном уровне и ожидаемом общественном резонансе этой дискуссии свидетельствуют уже имена инициаторов и место ее проведения. Зачинателем инициативы является авторитетный законодатель лорд Эйвбери, а со вступительной речью выступит Тони Джунипер - председатель ведущего в мире экологического лобби "Друзья планеты". Состоятся же эти дебаты в помещении верхней палаты британского парламента - палаты лордов.
Непосредственным поводом к созыву столь представительного семинара с участием парламентариев и правительственных функционеров, нефтегазовых аналитиков и менеджеров инвестиционных фондов стало недавнее заявление Би-Пи. Компания дала понять, что крупнейший за последние 30 лет ее истории трубопровод стоимостью 3 млрд фунтов стерлингов от Каспия к Средиземному морю "невозможно построить без невозвратно-целевых госбюджетных ассигнований". А ведь годами утверждалось, что эта трасса, проходящая по территории Азербайджана, Грузии и Турции, станет сверхприбыльной и потому "не может именоваться разорительной и политически мотивированной затеей".
Однако теперь ожидается, что уже в декабре нынешнего года Би-Пи направит в лейбористский кабинет Тони Блэра запрос на крупную финансовую инъекцию для строительства разрекламированной топливной артерии. Непривлекательная для налогоплательщиков перспектива крупных жертв за счет британской казны еще больше накалила общественную атмосферу, и предъявление наследникам имперской "Бритиш Петролеум" полемически-сурового счета стало неизбежным.
По трассе будущего нефтепровода пролегли недавние маршруты независимых экспертов, которые, собственно, и сформулировали главные вопросы для вестминстерского семинара. Сформулированы они следующим образом.
Если все связанные с проектом контракты между Би-Пи и властями трех государств освобождают консорциум от соблюдения любых местных законов и постановлений кроме конституции каждой страны, то можно ли считать такие эрзац-сделки юридически обоснованными с точки зрения международного права?
Поскольку консультации с местным населением оказались явно недостаточными, то можно ли гарантировать ему компенсацию за неизбежный экологический ущерб?
Ввиду пересечения данной трассой, по меньшей мере, семи конфликтных зон, готова ли Би-Пи пообещать, что ей удастся избежать милитаризации трубопроводного коридора и массовых нарушений прав человека под предлогом обеспечения безопасности этой артерии?
Если ни капли транспортируемой нефти не будет использоваться на нужды Азербайджана, Грузии и Турции, то как сопоставить эту односторонне-экспортную ориентацию на Запад, да еще при госбюджетной поддержке из Лондона, с глобально-экологическими обязательствами Британии по "протоколу Киото"?
Наряду с аналитиками на семинар приглашены "гостевые ораторы" из тех регионов и стран, где "природоохранная ответственность Би-Пи" уже сейчас вызывает большие сомнения. Это - бывший брокер с Аляски Чак Хэмел, не понаслышке знающий об опасных нарушениях в режиме использования знаменитого арктического трубопровода. Это и юристка из Боготы Клаудиа Сампедро, намеренная поведать о причастности Би-Пи к нарушениям прав коренного населения Колумбии. Это, наконец, и представитель крупнейшего профсоюза нефтяников Северного моря Джейк Моллой.
Вслед за семинаром актер и политический активист Марк Томас проведет презентацию только что изданной книги о нефтепроводе Баку - Тбилиси - Джейхан, каждая глава которой содержит показательные сравнения нынешних обещаний топливного гиганта с противоречивыми страницами его же собственной истории.