Все надежды ЛУКОЙЛа на Транснефть
ЛУКОЙЛ рассчитывает на "Транснефть" в переговорах по транзиту Бургас-Александрополис
Предварительные договоренности по проекту строительства нефтепровода Бургас--Александрополис были достигнуты еще в 1997 году, а сама идея обсуждается с 1994 года. Согласно проекту 285-километровая труба, мощность которой может составить до 40 млн тонн в год, должна соединить порт Бургас в Черном море и греческий терминал Александрополис в Эгейском. Реализация проекта позволит решить часть проблем, связанных с растущим объемом перевозок по Черному морю, к тому же нефтепровод поможет избежать ограничений на проход танкеров через Босфор. Стоимость строительства оценивается в 600--700 млн долл. С российской стороны проектом занимается ЛУКОЙЛ.
По словам г-на Алекперова, сейчас ?наступил момент, когда нужно собрать полностью всю технологическую цепочку от Западной Сибири до Новороссийска, далее до Бургаса, Александрополиса, и оттуда будут ходить супертанкеры до восточного побережья США?. Он отметил, что сейчас ?Транснефть? ?увеличила загрузку новороссийского порта, к тому же начала работать каспийская система, куда поставляется нефть из Казахстана?. Однако, как считает глава компании, ?было бы хорошо сохранить этот транзит, так как нефть идет через российскую территорию, а добыча нефти в Казахстане достаточно стабильна?.
Пока же в ходе работы над проектом строительства нефтепровода Бургас--Александрополис проведен ?полный анализ всех маршрутов по черноморскому побережью?, однако ?есть сложности с тарифной политикой, в особенности со стороны Греции?.
С момента возникновения проекта Греция вела себя достаточно непреклонно. В течение нескольких лет она не могла договориться с Болгарией о размере долей участников в консорциуме. Однако в конце прошлого года транзитным странам удалось решить эту проблему -- каждой из них будет принадлежать по 33,3%. До этого Греция настаивала на том, чтобы ее доля превышала размер болгарского пакета, однако строительство нефтепровода активно лоббировала греческая Latsis Group, которая уже заявила, что готова реконструировать порт Александрополиса, в результате чего он сможет обслуживать танкеры грузоподъемностью в 300 тыс., а не в 150 тыс. тонн, как сейчас. В конечном счете греки все же уступили Болгарии.
Однако, как заявил г-н Алекперов после встречи с президентом, ?у греческой стороны пока достаточно высокие ставки на транзит?, в то время как Болгария ?быстро согласовала практически все предложенные варианты и структуру будущего консорциума?. Теперь, считает глава российской компании, ?необходимо подключить ?Транснефть?, чтобы выйти на сквозной тариф?. В ?Транснефти? пока ничего не знают о планах подключения транспортной компании к переговорам. ?Мы не участвуем в этом проекте, и пока ЛУКОЙЛ с предложениями к нам не обращался?, -- заявил вице-президент ?Транснефти? Сергей Григорьев.