«Роснефть» решила экономить
"Роснефть" объявила о выходе из проекта "Сахалин-6" и отсутствии на ближайший год планов по покупке крупных добывающих активов
Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил на пресс-конференции, что компания решила выйти из проекта "Сахалин-6". По его словам, причина в том, что геологоразведочные работы показали неэффективность промышленной разработки запасов нефти.
Аналитики же считают этот шаг госкомпании оправданным. "У "Роснефти" слишком много проектов - это и другие сахалинские блоки, и арктический шельф, и Восточная Сибирь", - отмечает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". По его мнению, средней по масштабам компании, каковой является "Роснефть", не под силу освоить сразу все проекты. Дмитрий Царегородцев из ИК "Проспект" отмечает, что в совместных проектах с иностранными компаниями "Роснефть", как правило, участвует своим административным ресурсом, а партнеры выполняют роль "финансовой подушки". "С "Альфой" этот вариант, вероятно, не прошел, поэтому "Роснефть" и уходит", - предполагает он.
Также Богданчиков сообщил, что "Роснефть" планирует избавиться в следующем году от непрофильных активов на сумму $200 млн. На продажу, в частности, будут выставлены морские буровые установки компании. Желание избавиться от них Богданчиков объясняет тем, что рентабельность работы такого оборудования составляет всего 7 - 8% , тогда как в целом по компании этот показатель равен 30%. Кроме того, говорит Богданчиков, в 2004 г. компания планирует получить экономический эффект в $100 млн за счет сокращения затрат.
"Продажу непрофильных активов и сокращение затрат можно только приветствовать, - говорит аналитик инвестбанка "Траст" Владислав Метнев. -"Роснефть" демонстрирует, что чему-то научилась у частных компаний". Но у Царегородцева сумма в $200 млн вызывает сомнение. "По нашей оценке, вся "Роснефть" стоит $2,1 млрд. Неужели она продаст почти 10% своих активов? " - вопрошает он. Впрочем, Нестеров замечает, что "Роснефть" обычно сдерживает свои обещания. По его словам, у компании есть две морские буровые установки, каждая из которых, если она новая, может стоить до $0,5 млрд. "Так что $200 млн - вполне реальная цифра, конечно, если "Роснефть" найдет на них покупателя", - заключает Нестеров.
Стремление "Роснефти" к экономии выглядит вполне оправданным, при том что ее задолженность в $2,2 млрд - одна из самых высоких в отрасли. "Их долги соизмеримы с лукойловскими, а ведь "Роснефть" - в несколько раз меньше", - отмечает Метнев. Однако Богданчиков заявил, что в будущем году размер задолженности компании не изменится. "Для нас это напряженная финансовая ситуация, но мы должны сохранить ее, чтобы развивать добывающие активы, которые приобрели в этом году", - говорит он. Впрочем, компания намерена перекредитовываться: в 2004 г. - на $357 млн, в 2005 г. - на $400 млн и в 2006 г. - на $600 млн. "Мы уже знаем, где возьмем эти кредиты, и все они будут на лучших условиях и на более длительные сроки, чем прежние", - заявил Богданчиков.
"Вкладывая деньги в добычу и наращивая ее, компания тем самым сокращает долговое бремя относительно получаемых ею доходов", - соглашается Царегородцев. Он отмечает, что "Роснефти" уже давно следовало бы заняться улучшением структуры кредитного портфеля. "Сейчас у них средний срок задолженности - три года, а это очень мало", - считает Царегородцев.