Слияние ЮКОСа и Сибнефти: к сделке подключится зарубежная компания
К переговорам вокруг расторжения сделки по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти" может подключиться зарубежная нефтяная компания
Пока переговоры находятся в начальной стадии, и потому сообщение WSJ по этому поводу очень дипломатично. "Поскольку переговоры о расторжении слияния стоимостью 13 млрд долларов между российскими нефтяными компаниями затормозились, некоторые участники сделки рассматривают возможность привлечения третьей стороны - возможно, крупной западной компании, - которая купила бы акции "Сибнефти", принадлежащие ЮКОСу, и помогла выйти из тупика", - сообщает издание со ссылкой на "осведомленные источники.
Пока переговоров о третьем участнике не ведется, и любое соглашение - это дело отдаленного будущего, однако наиболее вероятными кандидатами на покупку "Сибнефти" называют французскую нефтяную компанию Total SA и американские Exxon Mobil Corp. и ChevronTexaco Corp.
Все три зарубежных компании, равно как и пресс-секретари ЮКОСа и "Сибнефти", отказались от комментариев.
Напряженная атмосфера вокруг ЮКОСа существенно усложняет любую сделку. Главные акционеры ЮКОСа находятся либо в тюрьме, либо в изгнании из-за обвинений в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, которые они называют политически мотивированными. Власти заморозили основную часть 44% акций, которые акционеры контролируют в объединенной компании. Во вторник прокуратура объявила в международный розыск еще семь человек, связанных с компанией.
Несмотря на сложности между ЮКОСом и "Сибнефтью", привлекательность крупной российской нефтяной сделки для зарубежных нефтяных компаний, которые в последние годы стремятся пополнить свои резервы, огромна, считает WSJ. Россия предлагает крупнейшие нефтяные резервы из числа доступных в настоящее время частным инвесторам. Для потенциальных покупателей нынешняя нестабильность на деле может оказаться полезной, так как она снижает цены на российские активы.
Источники, близкие к переговорам, утверждают, что Total, Chevron и Royal Dutch/Shell рассматривали возможность приобретения "Сибнефти" до того, как в прошлом году компанию перехватил ЮКОС.
В прошлом году ЮКОС и "Сибнефть", по существу, завершили слияние, в ходе которого ЮКОС приобрел 92% "Сибнефти", заплатив российскому магнату Роману Абрамовичу и другим крупным акционерам "Сибнефти" 3 млрд долларов и передав им 26% акций объединенной компании. Если ЮКОС продаст принадлежащие ему акции "Сибнефти", которые по нынешним рыночным ценам оцениваются примерно в 14 млрд долларов, третьей стороне, Абрамович может рассчитывать на долю выручки.
По словам источников, знакомых с ситуацией, это можно сделать, выплатив дивиденды Абрамовичу и подлинным акционерам "Сибнефти" или выкупив акции новой объединенной компании. Однако ЮКОС дал понять, что любая сделка будет осуществляться с учетом интересов всех акционеров. Это включает в себя гарантии, что они получат свою долю выручки от продажи "Сибнефти" зарубежному партнеру.
У крупных акционеров ЮКОСа нет причин торопиться с переговорами о разрыве, поскольку сохранение "Сибнефти" может обеспечить компании некоторую защиту от преследований со стороны Кремля, считает американская газета.
Президент Владимир Путин утверждает, что правительство хочет, чтобы ЮКОС, крупный налогоплательщик и работодатель, выжил. Инвесторы, по большей части, по-видимому, склонны, пребывая в сомнениях, все же верить Путину: в последнее время акции ЮКОСа стабилизировались. Во вторник госсекретарь США Колин Пауэлл в ходе визита в Москву заявил, что Путин заверил его в том, что суд над Ходорковским будет открытым и справедливым.
Представители ЮКОСа стремятся продемонстрировать, что бизнес компании идет своим чередом, хотя ЮКОС оспаривает в суде счет на 3 млрд долларов недоплаченных налогов, прокуратура допрашивает десятки сотрудников и изъяла тысячи страниц документов.
"Сибнефть" формально принадлежит ЮКОСу, но попытки ЮКОСа применить право собственности и назначить своих менеджеров провалились. Компании продолжают действовать сами по себе. Одобрит ли Кремль крупную сделку с иностранным инвестором, неясно.