Shell: поговори со мной о Сахалине!
Шелл готовится к непростому разговору с Москвой о Сахалине
Дело в том, что финансовые прикидки, выверенные нынче в Лондоне и Гааге более детально, чем прежде, предвещают выход суммарной стоимости дальневосточной программы далеко за пределы 10 млрд долларов. Это намного больше, чем считалось прежде. А ведь, по условиям Соглашения о разделе продукции, подписанного в 1994 году в условиях отчаянной заинтересованности пореформенной Москвы в зарубежных капиталовложениях, - чем дороже обходится проект инвестору, тем меньше достается Российском государству.
Именно это обстоятельство, способное добавить скепсиса соответствующим московским инстанциям, беспокоят нынче руководство ?Шелл?. В России, как заявил корреспонденту лондонской ?Файнэншл таймс? главный управляющий консорциумом ?Сахалин Энерджи Инвестмент Компани? Иан Крейг, ?существует и такое мнение, что правительству десятилетней давности не следовало вступать в подобное соглашение, и что страна в итоге не получила выгодной сделки?.
В то же время британский топ-менеджер, продолжает трибуна деловых кругов Сити, всячески отрицает предположение, будто Москва можете воспользоваться превышением первоначальной сметы в качестве предлога для пересмотра действующих договоренностей. Не настаивает на этом, судя по всему, и губернатор Сахалина, вице-председатель Наблюдательного совета данного проекта Иван Малахов, заявивший, что ?оспаривание условий соглашения, подписанного столько лет назад, стало бы неверным подходом?.
Но ведь, с другой стороны, напоминает газета, ?правительство РФ уже пригрозило ?ЭкссонМобил?, этой крупнейшей в мире частной топливно-энергетической группе, повторным аукционом в целях оспаривания прав американского гиганта на разработку другого проекта - ?Сахалин-3?. Разногласия, в русле которых Москва обвиняет стратегического инвестора и его партнеров в недостаточных капиталовложениях, стали предметом недавней беседы на эту тему между министром энергетики США Спенсером Абрахамом и российским президентом Владимиром Путиным?.
Оправдывая невольное удорожание проекта, Иан Крейг ссылается не только на возросшие цены стальных конструкций и труб, по которым ?голубое топливо? должно поступать с севера на юг острова для сжижения и экспорта (завершение проекта намечено на 2007 год). Руководитель программы, являющейся самой дорогостоящей за всю историю данной отрасли экономики РФ, сетует и на слабость американской валюты. ?Много заказов на услуги приходится оплачивать в иенах, евро или в рублях, - говорит он, - а за доллары вы нынче получаете все меньше и меньше?. В результате из-за непредвиденной дороговизны работ не только на Сахалине, но и в Нигерии, группа вынуждена увеличить свой инвестиционный бюджет в этом году с 13 до 15 млрд долларов.
Иан Крейг отрицает какую-либо взаимозависимость между своими сметными проблемами возможной попыткой Москвы оговорить существенную долю в сахалинском проекте для ?Газпрома?. Вместе с тем, он отнюдь не против такого подключения солидного российского партнера, сообщает журнал "Нефть России".