Россия не хочет, чтобы «Юкос» выплачивал долги в Европе
Хотя Э.Ребгун и запретил продажу MN "Юкосом", но Стивен Тиди намерен доказать, что НПЗ не принадлежит компании. В таком случае среди удовлетворенных кредиторов появиться гонимая Group MENATEP
Источники в компании и правительстве Литвы в один голос утверждают, что стороны уже обсудили вопрос продажи НПЗ и обговорили стоимость. Далее Литва намерена добавить к этому пакету акций свою часть и продать иностранным инвесторам. Фаворитом в данной покупке является "КазМунайГаз", который смог заверить чиновников, что сможет обеспечить поставки нефти на завод.
"Юкос" утверждает, что в сумму сделки входят $1,4 млрд за сам пакет акций MN, около $200 млн причитающихся ЮКОСу дивидендов литовского концерна за 2005 год, а также около $100 млн, в которые была оценена уступка двух опционов на акции MN, так и не реализованных ЮКОСом.
Между тем финальный процесс заключения сделки ЮКОСа с Литвой сопровождается серьезным давлением, которое оказывают на переговорщиков заинтересованные стороны в России. Временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун направил президенту компании Стивену Тиди письмо с напоминанием о судебном запрете на продажу существенных активов ЮКОСа без его одобрения и потребовал отчета о ходе переговоров по продаже MN. А вчера стало известно, что Министерство юстиции России обратилось к Литве с просьбой применить ограничения при ведении переговоров о выкупе акций MN у ЮКОСа (об этом, по сообщению "Интерфакса", сообщил министр юстиции Литвы Гинтаутас Бужинскас). Министр пояснил, что "ограничения должны быть направлены на удовлетворение интересов кредиторов" ЮКОСа.
Вся проблема кроется не столько в деньгах "Юкоса", а в том, в каком порядке и кому эти деньги будут выплачены. Если бы суд проходил в Москве, то деньги ушли бы главному кредитору "Юкоса" - государству и "Роснефти". Другое дело, что средства, полученные от продажи акций MN, будут находиться под контролем окружного суда Амстердама, который в декабре 2005 года постановил продать зарубежные активы ЮКОСа для удовлетворения требований западных банков-кредиторов во главе с Societe Generale (в марте эти долги на сумму $482 млн были выкуплены "Роснефтью") и Group MENATEP на сумму около $655 млн.
Тот факт, что несколько сотен миллионов долларов от продажи MN может достаться опальным акционерам Group MENATEP, явно не дает покоя российским властям.
Теперь, если внешний управляющий ЮКОСа, ссылаясь на этот принцип, предпримет активные попытки доказать голландскому суду, что дело о банкротстве нефтекомпании должно рассматриваться в едином производстве, процесс может занять годы. А важным аргументом управляющего в таком процессе может стать тот факт, что литовский нефтеконцерн приобретался за счет средств российского ЮКОСа и, соответственно, в Россию же, где проходит банкротство компании, должны быть возвращены деньги, вырученные от продажи MN.