"Газпром" строит мосты и изучает миграцию оленей на Ямале
Освоение месторождений на Ямале для "Газпрома" максимально осложняется рельефом и экологическими особенностями региона. Правда, в компании уверены, что все трудности учтены и будут преодолены
"Газпром" впервые применяет новую концепцию для разработки месторождений. Монополист начал с создания инфраструктуры, а это половина стоимости освоения. А строительство самих объектов газодобычи сделал вторым этапом освоения, передает Прайм-ТАСС.
Бованенковское месторождение - стратегический проект "Газпрома". Он стоит в одном ряду со Штокманом. И призван помочь монополисту обеспечить прирост добычи газа. Первое топливо с Бованенково пойдёт в конце 2011 г. А к 2016 г. месторождение выйдет на ежегодный объём добычи в 115 миллиардов кубометров.
Говорит первый замгендиректора "Газпром добыча Надым" Игорь Морозов: "На сегодняшний день разведанные запасы и действующие месторождения, они вышли на свою планку. Требуется прирост, а для этого прироста нужно запускать новые месторождения. Бованенково позволит выйти на новый уровень газа. К месторождению строится железная дорога. Приходится применять новые технологии, они уникальные, потому что в таких широтах дороги не строили".
Железная дорога до Бованенково - это более полутысячи километров путей, проложенных за Полярным кругом в условиях вечной мерзлоты.
Почва на Ямале болотистая, а потому на уже готовых 330 километрах трассы пришлось возвести 48 мостов. Самый большой через реку Юрибей длинной почти 4 километра. Когда его достроят, он станет самым длинным мостом в мире, находящимся за Полярным кругом. И самым дорогим участком дороги. Цена только одной буровой машины может достигать 200 млн руб. Говорит гендиректор компании "Мостострой-13" Владимир Горшков: "Я могу оценить стоимость строительства мостов от общей стоимости дороги от 20 до 40%. Если мы возьмём мост через Юрибей - это 70%. По условиям строительства мы должны работать 5-6 месяцев в году. По требованиям экологии мы должны максимально сохранить природный ландшафт".
Экология уже значительно повлияла на стоимость проекта. Маршрут железной дороги неоднократно переносился, если выяснялось, что он лежит на пути миграции оленей. Для них было даже построено 15 специальных переходов. Говорит замгубернатора Ямало-ненецкого автономного округа Сергей Коновалов: "В Газпроме на сегодня создана экологическая инспекция, дочерние предприятия на территории округа имеют в своей структуре управления, отделы. Сущ. передвижные экологические лаборатории, то есть работы ведутся достаточно активно. Есть нарушения, я скрывать не буду, мы и не надеемся что на 100% сможем избежать этого, но на все реагируем достаточно оперативно и стараемся принимать меры".
Первые поезда до Бованенково пойдут через 2 года. В месте гигантского месторождения на три с половиной триллиона кубометров газа появится посёлок на тысячу двести человек, электростанция, взлетная полоса и даже отделение "Газпром Банка".
А через 6 лет "Газпром" дотянет железнодорожную ветку уже до Северного ледовитого океана и тогда сможет вплотную приступить к освоению арктического шельфа, запасы которого сегодня оцениваются в 6 трлн кубометров газа.