Газпром совместно с итальянским Eni возобновили работу в Ливии.
История с Газпромовским договором по Elephant имеет свою интригу. Во-первых, неудачное время для заключения договора с Eni. Договорились - и сразу война в Ливии. Во-вторых, крайне невнятная политика России во время конфликта в Ливии ожидаемо должна была привести к осложнениям реализации договора Газпрома по Elephant.
А с кем договариваться? В ПНС эмигранты и вожди племен. Идеи популистские, вся политика построена на протестном настроении граждан Ливии. Дипломатические переговоры с такой стороной очень тяжелы, поэтому Россия "лавировала".
Как должен был реагировать ПНС, когда К. Илюмжинов играл в шахматы с М. Каддафи, в то время как М. Маркелов долго «доезжал» до руководства ПНС в г Бенгази. В конце конфликта Россия пыталась усиленно наладить контакты с ПНС, именно в это время появилась информация о поставках российских нефтепродуктов через компанию Gunvor.
В конце прошлой недели А. Дюков заявил, что компания пока не получала от итальянской Eni сигнала об актуализации сделки по проекту Elephant в Ливии. По его словам компания находилась в «режиме ожидания». Более того, было сделано заявление ПНС о невыполнении Газпромом условий по обучению ливийских студентов в России. «Если нужно причину», - поет орденоносец В. Бутусов, - «то - это причина».
Газпром приуныл. Казалось, что контракты в Ливии потеряны.
Однако руководство в Ливии сменилось. На смену революционеров из ПНС пришли гражданские лица, более склонные к дипломатии и экономики.
Ливии крайне важно вернуть иностранных специалистов в страну после кровавых событий. Да и не забыли повстанцы поставок российских нефтепродуктов компанией Г. Тимченко.
Как бы то ни было, на российско-южнокорейском форуме в Петербурге появляется М. Маргелов с «доброй вестью». По его словам, новый премьер Ливии сообщил о том, что «новое ливийское правительство будет уважать все контракты с Российской Федерацией».
Почему российско-южнокорейский форум проходит в Петербурге – это отдельный вопрос.
Но, несомненно, его значимость для Газпрома возросла из-за заявлений М. Маргелова по Ливии. «Добрая весть» Газпрому нужна была потому, что на этом Форуме не удалось продвинуть вопрос по широко анонсированной поставке газа в Южную Корею. Здесь своя проблема – кто даст гарантии, и главное какие, по поставке газа через КНДР. Дипломаты свою работу сделали, технические специалисты запроектировали, руководители стран встретились, а Южная Корея просит гарантий по транспортировке газа через КНДР.
Но вернемся в Ливию. Активизировавшийся М. Маргелов действительно принес «добрую весть». На Форуме он также сообщил журналистам РИА Новости, что «для нас сейчас очень важно возобновление работ по инфраструктурным компаниям. Из наших нефтяных компаний Газпром нефть уже вместе с итальянским концерном Eni возобновила работу. На очереди наши другие проекты».
Для России это крайне важно, потому что уходить из этого региона России нельзя.
В последнее время, Россия стремительно теряет позиции в странах МЕНА. Алжир отказался от крупных проектов строительства железной дороги с РЖД, мы не говорим о потерях в Ливии. Поэтому России нужно возвращать влияние в этом регионе.