Продажи в первом полугодии 2012 г. выросли на 6% и составили 40,1 млрд. евро
Итоги 2 квартала 2012 года:
- рост продаж на 6% и прибыли EBIT на 11% по сравнению с тем же кварталом прошлого года
- успешные результаты деятельности в сегменте решений для сельского хозяйства
- значительное снижение темпов роста в КНР
Прогноз на 2012 год в целом: достижение целевых показателей по увеличению продаж и прибыли
Концерн BASF повел официальные итоги деятельности в первом полугодии 2012 г. Полугодовой рост продаж компании составил 6%, достигнув 40,1 млрд. евро. Прибыль EBIT за полгода превысила 5 млрд. евро, что примерно соответствует уровню первого полугодия 2011 года. При этом в «химической» группе сегментов (химикаты, пластмассы, специальные химикаты, функциональные решения) зафиксировано снижение объёмов продаж, а основная прибавка достигнута благодаря высоким результатам в сегментах решений для сельского хозяйства и нефти и газа.
Объем продаж во втором квартале 2012 г. составил 19,5 млрд. евро, что на 6% выше показателей за аналогичный период прошлого года. Прибыль EBIT увеличилась на 11% (+ 253 млн. евро) – до 2,5 млрд. евро.
Представляя результаты деятельности концерна, председатель Совета директоров BASF SE д-р Курт Бок упомянул растущие риски в экономике и отметил следующее: «Наши заказчики продолжают действовать с осторожностью, сокращая объёмы своих товарных запасов, что также связано с ожиданиями снижения цен по причине уменьшения затрат на сырьевые материалы». Кроме того, д-р Бок пояснил, что китайский «локомотив роста» начал пробуксовывать, что привело к падению продаж BASF в азиатском регионе (при исчислении в местной валюте) во втором квартале – точно так же, как это произошло в 1 квартале 2012 года.
Прогноз развития мировой экономики в 2012 году
Динамика экономической ситуации за последние месяцы и объёмы клиентских заказов обусловили повышенную осторожность экспертов BASF в прогнозах итоговых показателей мировой экономики в 2012 году. Прогнозы пересмотрены в сторону понижения по сравнению с первоначальными цифрами, которые приведены в скобках:
- прирост валового внутреннего продукта: 2,3% (2,7%)
- рост промышленного производства: 3,4% (4,1%)
- рост производства в химической отрасли: 3,5% (4,1%)
- среднегодовой обменный курс евро/доллар США: 1,30
- среднегодовая цена сырой нефти: 110 долл. США за баррель.
Эксперты BASF не ожидают резких изменений уровня спроса во второй половине 2012 г. по сравнению с первыми шестью месяцами. Давление на маржу сохранится, и может лишь незначительно снизиться благодаря некоторому удешевлению сырьевых материалов.
«Мы по-прежнему ставим перед собой цель увеличить продажи и прибыли по сравнению со вторым полугодием 2011 года. Такие прогнозы, в частности, подкрепляются возобновлением нашей нефтедобычи в Ливии. Маловероятно, что прибыльность нашего химического бизнеса выйдет на уровень прошлого года. Тем не менее, мы будем стремиться превзойти рекордные результаты 2011 г. по таким показателям, как объёмы продаж и прибыль EBIT до учёта специальных статей», - сказал д-р Бок.
Для того чтобы противостоять рыночным трудностям и большим неопределённостям в политической и макроэкономической ситуации, BASF намерен защитить свои доходы и создавать добавленную стоимость. Набирает обороты программа совершенствования деятельности (STEP), о начале реализации которой было объявлено в ноябре 2011 года; ожидается, что к концу 2015 г. она станет приносить около 1 млрд. евро дополнительных поступлений ежегодно. Осуществление мероприятий ускоряется, а все затраты подвергаются тщательному анализу. BASF продолжает оптимизировать свой оборотный капитал, о чём свидетельствуют хорошая динамика движения наличных средств в течение второго квартала. Несмотря на то, что ранее предполагалось немного увеличить в 2012 г. численность персонала (особенно на развивающихся рынках), от этих планов приходится отказаться – по причине неясности относительно сроков возобновления подъёма бизнеса в Азии.
Второй квартал: результаты деятельности по сегментам
В сегменте химикатов продажи оказались несколько меньшими по сравнению с уровнем второго квартала прошлого года – прежде всего, вследствие снижения объёмов. Этому способствовала и стагнация спроса, и оптимизация цепочки поставок для продукции парового крекинга, осуществлённая в 3 кв. 2011 года. Продажи компаниям, входящим в Группу Styrolution, оказали позитивное воздействие на общую динамику продаж в данном сегменте. Объём поступлений заметно снизился, что обусловлено уменьшением маржи и плановыми технологическими перерывами в работе нескольких промышленных установок.
Продажи в сегменте пластмасс превзошли уровень 2 кв. 2011 года – несмотря на снижение физических объёмов. Колебания валютных курсов оказали благоприятное воздействие на показатели деятельности. Уменьшение маржи по некоторым наименованиям основных продуктов привело к заметному снижению прибыльности.
Сегмент специальных продуктов отметился небольшим ростом продаж по сравнению с прошлогодним вторым кварталом – в основном, за счёт позитивного эффекта от динамики курсов валют. Физические объёмы продаж уменьшились, а возросшие затраты на сырьё удалось переложить на заказчиков лишь частично – путём повышения продажных цен. Соответственно, снижение объёмов продаж и меньшая маржа обусловили падение прибылей.
Продажи в сегменте функциональных решений пошли вверх – как за счёт добавления 50%-ной доли в совместном предприятии Heesung Catalysts Corporation (Корея), так и благодаря позитивному эффекту от колебаний обменных курсов валют. Эти факторы были частично компенсированы снижением цен – в частности, на драгоценные металлы. Показатели прибыли не достигли уровня прошлогоднего второго квартала – главным образом, вследствие увеличения затрат на сырьевые материалы.
В сегменте решений для сельского хозяйства итоги 2-го квартала оказались очень успешными. Объёмы продаж выросли по всем регионам и по всем группам продукции. Дополнительными положительными факторами стали увеличение продажных цен и благоприятная динамика валютных курсов. Показатели прибыли также заметно превзошли уровень годичной давности. Так, EBIT до учёта специальных статей за первые шесть месяцев 2012 г. достиг 833 млн. евро, что уже превышает результат за весь 2011 год (тогда данный показатель по итогам года равнялся 810 млн. евро).
Увеличение объёмов и подорожание природного газа привели к значительному росту продаж в сегменте нефти и газа. Объёмы торговли природным газом выросли в связи с увеличением спроса на спотовых рынках. После приостановки функционирования ливийских месторождений (с февраля по октябрь предыдущего года) в течение второго квартала нефтедобыча в Ливии велась без перерывов. Соответственно, показатели прибыли до налогообложения существенно превысили уровень прошлогоднего второго квартала. Чистая прибыль в сегменте нефти и газа уменьшилась.
Сегмент «Прочие» продемонстрировал снижение продаж, что объясняется отчуждением бизнеса по выпуску стирольных пластиков – с 1 октября 2011 г. он был передан в совместное предприятие Styrolution. Показатели прибыли в данном сегменте улучшились по причине меньшего резервирования средств на долгосрочную поощрительную программу, затраты на которую имели место во втором квартале прошлого года.
Показатели деятельности по регионам
В Европе продажи во 2 кв. 2012 г. выросли на 9 процентов. Отмечено значительное увеличение объёмов продаж в сегментах решений для сельского хозяйства и нефти и газа. В сегменте химикатов продажи выросли благодаря эффекту от оптимизации портфеля предложений. Прибыль EBIT до учёта специальных статей увеличилась на 467 млн. евро до 1,9 млрд. евро – главным образом, за счёт вклада сегментов нефти и газа и решений для сельского хозяйства.
В Северной Америке продажи во втором квартале снизились на 15% в долларовом исчислении, что соответствует -5% в евро. Это произошло, главным образом, вследствие перерывов в работе промышленных установок, а также из-за оптимизации цепочки поставок для продукции парового крекинга в 3 кв. 2011 года. В сегменте решений для сельского хозяйства повышенный спрос привёл к увеличению продаж по всему ассортименту. В подразделении нефтехимикатов низкая маржа в совокупности с повысившимися фиксированными издержками (в связи с перерывами в работе установок) обусловила уменьшение прибыли на 127 млн. евро – до 330 млн. евро.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в Азиатско-Тихоокеанском регионе во 2 кв. 2012 г. продажи снизились на 1% при исчислении в местной валюте, что соответствует +9% в пересчёте на евро. Позитивный эффект от динамики валютных курсов с избытком компенсировал уменьшение продажных цен. Отмечен значительный рост продаж в подразделении катализаторов – в основном, по причине увеличения объёмов реализации. Уменьшение маржи (особенно по нефтехимикатам) привело к снижению прибыли на 57 млн. евро – до 229 млн. евро.
Продажи в Южной Америке, Африке и странах Ближнего Востока выросли почти на 1 процент - как в местной валюте, так и в пересчёте на евро. Бизнес подразделения средств защиты растений был очень успешным, тогда как показатели подразделения катализаторов снизились из-за падения объёмов продаж. Прибыль по данному региону уменьшилась на 30 млн. евро и составила 54 млн. евро.
Автор: Neftegaz.RU