20 сентября 2012 г зампредправления Газпрома А. Медведев и Президент Группы Сумма А. Винокуров подписали Меморандум о взаимопонимании.
Речь идет о сотрудничестве по использованию сжиженного природного газа (СПГ) в качестве бункерного топлива для морских судов, в том числе принадлежащих и эксплуатируемых Группой Сумма.
В 1-ю очередь, Газпром и Группа Сумма будут рассматривать возможность сотрудничества в регионе Северного и Балтийского морей. Помимо поставок СПГ для нужд Группы Сумма, стороны также рассмотрят возможность строительства хранилищ СПГ.
В дальнейшем стороны рассмотрят возможность расширения сотрудничества в регионе Черного и Средиземного морей и Тихого океана, где Группа Сумма также осуществляет эксплуатацию судов и обладает развитой портовой инфраструктурой.
«Введение после 2015 г жестких обязательных ограничений на выбросы для судов, осуществляющих перевозки в Балтийском и Северном морях, является важнейшим фактором перехода на альтернативный вид топлива. Только природный газ полностью отвечает требованиям по ограничениям на выбросы судовыми двигателями без необходимости установки дорогостоящих очистительных фильтров и выигрывает в цене по сравнению с низкосернистыми нефтепродуктами. Технологии судов, судовых двигателей и хранилищ для работающих на СПГ судов доступны и отработаны. Сотрудничество с Группой Сумма имеет хорошие перспективы», — отметил А. Медведев.
«Благодаря объединению усилий Группы Сумма как оператора инфраструктуры и Газпром как крупнейшего глобального производителя природного газа будет осуществлен по-настоящему прорывной проект. Уверен, что он окажет долгосрочное позитивное влияние на экологичность морских перевозок не только в нашей стране, но и в мире, и станет новым отраслевым стандартом», — сказал А. Винокуров.
Международная морская организация ООН (IMO) приняла ограничения на выброс парниковых газов судами в 2011 г.
IMO предполагает постепенное ограничения на выброс парниковых газов судами с 2013 г. С 2015 г эти ограничения, теоретически, должны стать обязательными в полном объеме. И к 2030 г IMO рассчитывает снизить выброс углекислого газа торговыми судами на 25–30%.
Но, не все так очевидно.
Еще в 2011 г Панама, где зарегистрировано около 20% мирового торгового флота, отказалась подчиниться решениям IMO.
В связи с бункеровочным альянсом Газпрома и Группы Сумма складывается интересная ситуация.
С одной стороны есть решение IMO, предполагающее полное ограничение на выброс парниковых газов торговыми судами с 2015 г, и которое уже не поддерживают страны -"гранды" по регистрации торгового флота, с другой стороны есть превосходная идея, но требующая коренной перестройки привычного понимания бункеровки судов.
Вопросов много, так же, как сопреничество углеводородных и электромобилей.
Вопрос в заправках.
Сейчас торговое судно может зайти в любой разрешенный для бункеровки морской порт.
У России, кстати, даже с этим проблемы, потому что не решен вопрос о налогах для топлива транзитных судов.
Хотя газотурбинные установки и могут по экономическим параметрам соперничать с дизельными, в технологическом аспекте это не так просто.
В случае с газовым судовым генератором, торговое судно сможет заправиться только в специально оборудованных для этого портах.
Хватит ли у альянса Газпрома и Группы Сумма возможностей сделать то, что делает МОЭСК в Москве для продвижения идеи электрозаправки, покажет время.
Любопытно, что Газпромнефть марин бункер - «дочка» Газпрома, созданнная в 2007 г, пока не сообщила о планах по использованию СПГ в качестве бункерного топлива для морских судов.
В 2011 г Газпромнефть Марин Бункер увеличив свою долю на бункерном рынке РФ до 18,5%.
Объемы бункеровки «в борт» выросли на 44 % до уровня 1,3 млн т.
Общий объем продаж составил увеличился в 1,5 раза и составил 2,2 млн тонн.
Пока сложно представить, как и когда будет организован глобальный рынок СПГ в качестве бункерного топлива.
Мало того, что нужно оборудовать суда газовыми генераторами.
Еще нужно, чтобы, например, в порту Роттердаме, где Группа Сумма строит терминал, была организована бункеровка судов газом.
Одновременно, нужно, чтобы , например, в Усть -Луге тоже была бы бункеровка газом.
Тогда можно организовать морскую линию Роттердам - Усть -Луга.
И так для каждого нового порта, и нового судна.
Если страны -"гранды" по регистрации торгового флота поддержат эту идею и, например, дадут льготы при регистрации таких судов, то альянсу будет легче.
Поэтому, вероятно, в ближайшее время представители альянса поедут в Панаму и Либерию.
Однако если идея окажется удачной , это сулит и Газпрому и Группе Сумма гигантские прибыли.