В начале ноября 2012 г предправления PKN Orlen Я. Кравец заявил, что компания готовит контракт на поставку российской нефти объемом 10 млн т/год.
Переговоры ведутся с Роснефтью и ЛУКОЙЛом.
Сейчас ни у Роснефти, ни у ЛУКОЙЛа нет прямых контрактов на поставку нефти с PKN Orlen.
Весь объем по контракту может достаться как одному поставщику, так и поделен между 2-мя компаниями.
PKN Orlen и Grupa Lotos в ноябре 2012 г увеличили импорт морских партий российской нефти через порт Гданьск на 200 тыс т, достигнув сентябрьского рекорда в 1,1 млн т.
Польские заводы запасаются нефтью, опасаясь сокращения экспорта по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба в 2013 г.
В конце декабря 2012 г. у PKN Orlen истекают договоры с трейдерами Mercuria Energy и Souz Petrolium на поставку по 5,4 млн т/год каждым.
Существенные недопоставки нефти ожидаются не только в Польшу, но и в Чехию, так как ЛУКОЙЛ и Роснефть отказались от этого напраления. Поэтому, трейдеры Mercuria Energy и Souz Petrolium ничего пока не могут сказать Польше, и ,вероятно, уже не смогут из-за Усть-Луги.
У PKN Orlen останется только контракт с Souz Petrolium на 2,4 млн т в год, действующий до конца 2014г.
Поэтому PKN Orlen начала переговоры с российскими компаниями.
Но переговоры зашли в тупик.
Представитель PKN Orlen заявил, что «переговоры с потенциальными поставщиками продвигаются».
Представители Роснефти и ЛУКОЙЛа пока не комментируют ситуацию.
Во- первых, ждут.
Объемы экспортных поставок по МНП Дружба на 2013 г еще не сформированы, сказал замминистра энергетики П.Федоров.
Пресс-секретарь Транснефти заявил, что утвержденный график поставок ожидается в декабре 2012 г.
В порту Усть-Луга, стоящем на берегу Лужской губы Финского залива, только в сентябре 2012 г введен в промышленную эксплуатацию терминал перевалки нефти проектной мощностью 30 млн т.
Считается, что БТС-2 позволит улучшить логистические потоки и снизить издержки на транспортировку экспортируемой нефти.
С этим можно спорить, как, например, спорил С.Вайншток - бывший "северный генерал", ныне - израильский бизнесмен, но, вероятно, не нужно.
Хотя напомнить можно.
Маршурт по МНП Дружба более дешевый.
Мощность Белорусских МНП составляет более 103 млн т/год нефти.
В резерве оставалось мощность на транзит около 30 млн т нефти.
Можно легко сопоставить с мощностями БТС-2.
Но, здесь уже больше решает политика.
Во-вторых, нужно согласовать условия оплаты за поставляемую нефть.
Нефтепереработа при прямых контрактах обычно платит за сырье нефтяным компаниям только после того, как оно будет переработано в топливо и продано.
Когда в схеме оплаты участвует трейдер, то за некоторую маржу, трейдер платит сразу нефтекомпании, и ждет оплаты от переработчиков после продажи ими нефтепродуктов.
Очевидно, что с запуском нефтетерминала в 2013 г. вырастут поставки через п Усть-Лугу, а по МНП Дружбе сократятся.
БТС-2 была построена на заемные деньги, которые нужно отдавать.
По данным Транснефти, проект обошелся в 97,8 млрд руб.