26 марта 2014 г Газпром провёл Совет директоров компании.
Конкурентная среда — необходимое условие для дальнейшего развития рынка газа в России
Совет директоров Газпром принял к сведению информацию о конкурентной борьбе на внутреннем рынке.
Было отмечено, что развитие в России полноценного конкурентного рынка газа соответствует интересам российских потребителей и духу государственной энергетической политики. Здоровая конкуренция между производителями является важным элементом создания, в первую очередь, экономических условий для надежного газоснабжения потребителей. «Газпром» последовательно отстаивает позицию, направленную на формирование равных условий для всех без исключения участников российского газового рынка.
Действующая модель газового рынка имеет ряд фундаментальных проблем, препятствующих дальнейшему развитию конкуренции: высокая доля регулируемого сектора газового рынка, экономически необоснованный уровень оптовых цен и перекрестное субсидирование в ценах на газ для регионов.
На отечественном рынке регулируемый государством сектор существенно превалирует над нерегулируемым, что блокирует действие рыночных ценообразующих факторов на основе спроса и предложения. В общем объеме газа, который поставляется на внутренний рынок по Единой системе газоснабжения, доля «Газпрома» в 2013 году составила 72%, доля независимых производителей газа — 28%. При этом оптовые цены на газ, который реализует «Газпром», устанавливаются государством, в то время как остальные участники рынка продают газ по свободным ценам.
Перекрестное субсидирование в ценах на газ для различных регионов РФ создает дополнительные препятствия развитию конкуренции. Существующая тарифная политика предполагает, что «Газпром» компенсирует убытки, возникающие при поставках газа в удаленные от мест добычи регионы, за счет более высокого дохода от продажи газа потребителям, близко расположенным к газовым промыслам.
Однако на практике данные регионы заняты независимыми производителями, которые, в отличие от «Газпрома», могут предоставлять потребителям более гибкие условия поставок газа. Свое преимущество независимые производители используют в основном в отношении крупных и стабильных потребителей, расположенных на близком расстоянии от основных мест добычи газа, что обеспечивает производителям газа наиболее высокий доход.
Такая ситуация приводит к перекосам на газовом рынке, а в отдельных случаях сводит на нет само понятие конкуренции. Так, на сегодняшний день независимые организации практически полностью обеспечивают газом потребителей Костромской, Свердловской и Челябинской областей, а также занимают большую долю в поставках в Пермский край (79%), Ханты-Мансийский автономный округ (72%), на юг Тюменской области (77,1%) и в Новосибирскую область (68%). Но они не заинтересованы в снабжении газом потребителей в целом ряде регионов Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов, значительно удаленных от основных добывающих мощностей.
«Газпром» не боится конкуренции и считает, что настоящая конкурентная борьба за потребителя и в интересах потребителя может быть только при создании равных возможностей для всех участников рынка с одновременным запуском организованных торгов газом в России и внедрением системы коммерческой балансировки газа.
Компания ведет постоянную работу с федеральными органами власти по совершенствованию существующих подходов к государственному регулированию. Компания считает необходимым обеспечение равной доходности поставок газа в различные регионы. Кроме того, направлены предложения по переходу к регулированию цен и тарифов в газовой отрасли на базе обоснованных затрат и учета в оптовой цене экономически обоснованного норматива прибыли.
Правлению поручено продолжить работу по повышению конкурентоспособности «Газпрома» на внутреннем рынке.
Справка
В настоящее время российский рынок газа состоит из регулируемого и нерегулируемого секторов. ОАО «Газпром» является практически единственным поставщиком в регулируемом секторе рынка. Из всех видов топливных ресурсов государственному регулированию подлежат только цены на природный газ, добываемый компаниями Группы «Газпром» и поставляемый российским потребителям.
Регулируемые оптовые цены на газ устанавливаются и пересматриваются Федеральной службой по тарифам в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого Министерством экономического развития РФ.
Газпром продолжает совершенствовать взаимодействие с инвесторами и акционерами
Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил проводимую компанией работу с инвесторами и акционерами. Правлению поручено продолжить реализацию мер по ее совершенствованию.
Было отмечено, что «Газпром» последовательно выстраивает плодотворные взаимоотношения с представителями инвестиционного сообщества. Компания уделяет большое внимание тому, чтобы стать понятнее для инвесторов и акционеров, добиться в своей деятельности максимальной прозрачности, соблюсти все права и интересы владельцев ценных бумаг.
Среди ключевых мероприятий, направленных на поддержание и развитие конструктивного диалога с инвестиционным сообществом — организация регулярных телефонных конференций, посвященных публикациям консолидированной отчетности по МСФО, участие представителей компании в конференциях для инвесторов, проводимых ведущими международными инвестиционными банками.
Важную роль играет прямое общение руководства компании с инвестиционным сообществом. Ежегодно «Газпром» проводит Дни инвестора, в ходе которых даются подробные и обстоятельные ответы на вопросы. Последний День инвестора ОАО «Газпром» с успехом прошел 3 и 5 марта в Лондоне и Нью-Йорке. Мероприятия привлекли большое внимание портфельных управляющих и аналитиков крупнейших международных инвестиционных фондов и банков.
Информация о деятельности «Газпрома» раскрывается в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Помимо этого ведется большая работа по увеличению объема публикуемой дополнительной информации, которая позволяет сформировать объективное и всестороннее представление о последних событиях и достижениях, стратегии развития компании. К примеру, в 2013 году «Газпром» провел ряд мероприятий, направленных на более полное информационное наполнение русской и английской версий сайта компании в сети Интернет.
В конце 2013 г был проведен независимый аудит практики корпоративного управления в «Газпроме», в том числе в части соблюдения прав акционеров и раскрытия информации. Он показал, что качество корпоративного управления находится на высоком уровне и непрерывно совершенствуется.
Большое внимание «Газпром» уделяет вопросу привлечения новых инвесторов. В декабре 2013 года Московская Биржа перевела акции ОАО «Газпром» из Перечня внесписочных ценных бумаг в Котировальный список «А» второго уровня (список «А2»), что стало серьезным событием для российского фондового рынка. После запланированной в 2014 году реформы листинга и объединения списков «А1» и «А2» акции «Газпрома» войдут в высший котировальный список, что позволит совершать сделки с ценными бумагами компании значительно большему числу российских инвесторов, среди которых — управляющие пенсионными накоплениями и страховыми резервами.
В настоящее время «Газпром» ведет работу по переводу своих акций из котировального списка «Б» в список «А2» ОАО «Санкт-Петербургская биржа».
Расширяются возможности по операциям с ценными бумагами «Газпрома». В феврале 2014 года на Московской Бирже начались торги американскими депозитарными расписками (АДР) на акции ОАО «Газпром», что обеспечило доступ профессиональным участникам российского рынка ценных бумаг к операциям с АДР в режиме междилерского (биржевого) РЕПО.
«Газпром» продолжит активно развивать механизм взаимодействия с инвесторами и акционерами «Газпрома». Компания планирует сократить сроки публикации финансовой отчетности и увеличить объем раскрываемой дополнительной информации, в том числе об инвестиционных проектах компании, в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления. Продолжится участие компании в работе по совершенствованию законодательства РФ, направленной на улучшение инвестиционного климата, прав акционеров и держателей АДР.
Усилия «Газпрома», направленные на развитие плодотворных отношений с представителями инвестиционного сообщества и акционерами, будут способствовать не только привлечению большего количества инвесторов, но и укреплению позиций компании в качестве лидера на мировом энергетическом рынке.
Справка
По состоянию на конец сентября 2013 года Российской Федерации принадлежит 50,23% акций ОАО «Газпром», владельцам АДР на акции компании — 38,37%, прочим акционерам — 23,98%. Держателями АДР являются более 400 институциональных инвесторов в 40 странах мира. Основная доля инвесторов в американские депозитарные расписки приходится на фонды США (46% от общего объема АДР компании) и Великобритании (19%).
Инвестиции зарубежных инвесторов в АДР на акции «Газпрома» составляют около 36% всех инвестиций в российский нефтегазовый сектор и около 2% — в международный.
Развитие маркетинга СПГ – одно из основных направлений деятельности
Совет Директоров ОАО «Газпром» принял к сведению информацию о маркетинговой политике компании на внешних рынках малого и крупнотоннажного сжиженного природного газа (СПГ).
Было отмечено, что сегмент СПГ представляет собой гибкий инструмент оптимизации торгового портфеля компании, а развитие маркетинга сжиженного газа является одним из основных направлений деятельности.
С момента вхождения в данный бизнес в 2005 г Газпром реализовал 148 партий сжиженного газа в 12 стран, постоянно расширяя географию присутствия и наращивая объемы поставок. В 2007 г Газпром стал основным акционером проекта «Сахалин-2», в рамках которого в 2009 году был запущен единственный в России завод по производству СПГ.
Наращивание деятельности в данном сегменте позволило расширить спектр доступных рынков и увеличить экспорт углеводородов.
Текущая ситуация на мировом рынке сжиженного газа характеризуется устойчивым ростом спроса в среднем на 3% в год.
Положительная динамика наблюдается, прежде всего, на «премиальных», быстрорастущих рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, интерес для компании представляют новые рынки Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Ближнего Востока, а также не охваченные трубопроводными поставками российского газа европейские рынки.
В этих условиях основным направлением дальнейшего усиления позиций «Газпрома» в области крупнотоннажного СПГ является маркетинг продукции с новых проектов. В частности, компания прорабатывает возможность увеличения объемов поставок с проекта «Сахалин-2» за счет строительства третьей производственной линии.
Начался маркетинг продукции завода по производству СПГ во Владивостоке, ведется работа по проекту «Балтийский СПГ».
Последовательное наращивание объемов выпускаемого СПГ позволит «Газпрому» к 2030 г достичь 15% мирового рынка.
Важной составляющей маркетинговой политики компании в области сжиженного природного газа является производство и поставка малотоннажного СПГ. С учетом усилий по сокращению выбросов и оптимизации расходов на традиционные виды топлива, малотоннажный СПГ становится достойной альтернативой традиционным энергоносителям. Его применение в качестве автомоторного и бункеровочного топлива, в электро- и теплогенерации, а также на промышленных и коммунально-бытовых предприятиях имеет такие существенные преимущества, как экономическая эффективность и экологическая безопасность.
Маркетинговая политика «Газпрома» в области малотоннажного СПГ предполагает максимально полный охват всех возможных групп потребителей и формирование портфеля постоянных клиентов для обеспечения гарантированного сбыта.
В целях расширения использования СПГ в качестве моторного топлива «Газпром», в частности, развивает сотрудничество с крупными европейскими грузовыми и пассажирскими автомобильными компаниями, а также крупными розничными предприятиями с большим парком автотранспорта.
Кроме того, компания нацелена на развитие портовой инфраструктуры в регионах потребления сжиженного газа в качестве топлива для водного транспорта, а также на сотрудничество с коммунально-бытовым сектором, малыми и средними промышленными потребителями.