Нефть по-прежнему является важнейшим источником дохода для государственного бюджета Эквадора.
Благодаря нефти в стране самый высокий в истории подъём экономики, но вместе с ним и крупнейшая в Латинской Америке природная катастрофа.
Природоохранные организации и правительство Эквадора обвиняют в этом американский концерн Texaco.
В период с 1964 по 1992 г слившееся с Chevron в 2001 г предприятие в ходе добычи нефти отравило территорию площадью в 2 млн гектаров.
Texaco прекратил свою деятельность в Эквадоре около 20 лет назад, и с того времени затронутые регионы пытаются добиться от него, а потом и от Chevron возмещения ущерба в судах США и Эквадора.
Даже сегодня не надо глубоко копать, чтобы обнаружить остатки нефти.
Из-за безответственности Texaco/Chevron умерли 18 тыс эквадорцев, 2 народа нашего коренного населения, большей частью от рака.
Ядовитые вещества из 300 буровых безрассудно сливались в реки и на землю».
Представители коренных народов обвиняют концерн в том, что при уходе из Эквадора он постарался скрыть ущерб и оставил после себя территорию, которая казалась чистой только на первый взгляд.
При этом Texaco владел технологией, хоть и дорогой, утилизации ядовитых отходов в соответствии с правилами.
«Ликвидация ущерба заключалось в том, что отравленную территорию и озёра засыпали землёй. Видимые разливы убрали, часто их просто закапывали в другом месте леса» - рассказывает Д.Монкайо, один из пострадавших индейцев.
До этого американские суды отклоняли все заявления общин коренного населения, обосновывая решения в том числе и тем, что правительство Эквадора освободило Texaco от любой ответственности, о последствиях должен заботиться эквадорский концерн-преемник PetroEcuador.
С юридической точки зрения это спорно. Тем не менее тогда правительства Эквадора не заботились о последствиях для населения и природы.
За последние годы эквадорская юстиция многократно выносила решения, обязывающие Chevron провести работы по восстановлению.
Например, в ноябре 2013 г Верховный суд в последней инстанции постановил, что компания должна возместить убыток в размере $9,5 млрд.
Р.Мастро, главный адвокат концерна, в телепрограмме журнала Wall Street Journal заявил: «Этого случая не должно было быть вообще, так как он основан на большой лжи, что Chevron или Texaco несут ответственность за все эти последствия для окружающей среды в Эквадоре. Это не так, с начала 1990 г Texaco не ведёт там бизнес, а до этого были предприняты все необходимые меры».
Из штаб-квартиры концерна в калифорнийском Сан-Рамоне, куда радиостанция Deutschlandradio направила запрос о комментарии, на вопросы не ответили.
Но Chevron опубликовал в интернете несколько видеороликов.
Из них следует, что предприятие считает иски и решения эквадорских судов частью кампании по дискредитации.
«Процесс против Chevron ведётся многочисленными американскими адвокатами и финансируется рядом хедж-фондов и других спекулянтов. Они наняли армию консультантов, лоббистов и пиар-специалистов, чтобы фальсифицировать представленые доказательства. Но Chevron сумел обнаружить обман при помощи видео, электронных писем и документов адвокатов» - говорится в одном из них.
Со своей стороны Chevron подобными утверждениями пытается дискредитировать истцов.
К числу их предполагаемых инвесторов принадлежит среди прочих такой влиятельный акционер концерна, как Т.Наполи, который в 2011 г уже призывал Chevron посмотреть правде в глаза.
Тем временем критика и сопротивление усиливаются не только в Эквадоре.
В Аргентине, Нигерии, Румынии и даже в США организации, защищающие природу и права человека, обвиняют Chevron в том, что в результате добычи нефти концерн нанёс вред окружающей среде.