Роснефть в рамках традиционной комплексной научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016» проведет апробацию уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия.
Как сообщили 12 сентября 2016 г в компании, для проведения таких работ, являющихся важнейшим элементом системы управления ледовой обстановкой, из порта г Мурманск вышел ледокол «Капитан Драницын», который направится в район работ летней экспедиции в Карском море.
Для любознательных напомним, что КНИЭ Кара -лето 02015 закончилась в начале ноября 2015 г.
Ныне совместно с научно-экспедиционным судном (НЭС) «Академик Трешников» специалисты будут проводить экспериментальные работы по воздействию на айсберги с целью их отклонения от линии дрейфа, то есть сделают попытку его буксировки.
НЭС «Академик Трешников» будет выполнять роль плавучей лаборатории, предоставляя всю необходимую метеорологическую и океанографическую информацию в оперативном режиме.
В ходе программы будут отработаны также учебные сценарии «айсберг-платформа» - движение айсберга к условной платформе.
Данный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе.
Всего в рамках экспедиции намечено проведение 12 полномасштабных экспериментов.
Попытки передвижения айсбергов делаются давно, но не всегда успешно.
Небольшие айсберги из Антарктиды в 18 веке успешно были доставлены в Чили для нужд местной пивоварни.
Ныне, в основном, предполагается транспортировать айсберги для обеспечения водой засушливых регионов, к примере, в Африке.
Казалось бы, установи паруса на айсберг, или двигатели, и вперед, в Африку!
Но малая экономическая целесообразность тормозила эти проекты.
В 1960х гг буксировкой айсбергов, наконец, озаботились нефтяники.
Были разработаны технологии буксировки айсберга, чтобы держать их подальше от своих нефтяных морских платформ в море Лабрадора между Канадой и Гренландией.
Что -то типа плавающей уздечки в виде полипропиленовых тросов длиной до 360 м и толщиной 0,2 м вокруг айсберга, прикрепленного к нескольким буксирам. Это и обеспечило безопасное движение.
Помимо опытов с буксировкой в программу 12й экспедиции, входят исследования гидрометеоролигических и океанографических параметров морей Российской Арктики.
Особое внимание будет уделено изучению популяции белого медведя, моржа, а также мониторингу морских млекопитающих и птиц.
В рамках экспедиции НЭС «Академик Трешников» осуществлена доставка строительных материалов, топлива и оборудования для организации 1й научно-опорной базы Роснефти в Арктике.
База на побережье Хатангского залива, будет площадкой для выполнения работ по круглогодичному мониторингу природно-климатических условий, а в зимний период – для ледоисследовательских работ в море Лаптевых.
За полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений, из которых 43 - в российском секторе.
Суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики оцениваются в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа оцениваются в 69,5 трлн м3.
Сегодня на российском арктическом шельфе залицензировано 1,7 млн км2, что составляет 24,5% от его общей площади.
На акватории 12 морей действует 122 лицензий, где Роснефть намерена развернуться.
Роснефть любит удобства.
Предназначенный для плавания в Арктике ледокол «Капитан Драницын», был спущен на воду в 1980 г, и до недавнего времени активно использовался для проведения круизов в северных морях.
Насколько арктическому ледоколу нужны столь взыскательные удобства, нужно спросить у настоящих полярников, но он оборудован не только каютами класса люкс, но и рестораном, баром, спортзалом, сауной, и, конечно, бассейном.