В ходе 12й по счету арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016» впервые в России была проведена апробация уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия.
Об этом 10 октября 2016 г сообщает Роснефть.
В рамках научно-исследовательской экспедиции, организованной Роснефтью совместно с Арктическим научным центром и ФГБУ Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) Росгидромета, специалисты успешно выполнили буксировку айсберга массой свыше 1 млн т, что является не только первым опытом в российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике.
При проведении экспериментальных работ научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» выполняло роль плавучей лаборатории, предоставляя всю необходимую метеорологическую и океанографическую информацию в оперативном режиме.
В море были отработаны учебные сценарии «айсберг-платформа» - движение айсберга к условной морской нефтедобывающей платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола.
Всего в рамках завершившейся экспедиции было выполнено 18 экспериментов по буксировке айсбергов различных форм и размеров в широком спектре погодных условий.
С помощью ледокола «Капитан Драницин» айсберги были отбуксированы с разворотом направления движения на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории.
При этом специалистам удалось успешно провести операцию по одновременной буксировке 2х айсбергов.
Полученный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе.
Помимо воздействия на траекторию движения айсбергов ученые занимались их детальным изучением.
Проводилась съемка надводной и подводной поверхности айсберга, устанавливались дрейфующие буи для определения параметров его дрейфа и вращения, строилась 3D модель.
Исследования по изучению айсбергов, начатые Роснефтью в 2012 г привели к созданию в 2016 г отечественной технологии управления ледовой обстановкой, которая позволяет буксировать айсберги для защиты объектов на арктическом шельфе.
В рамках экспедиции ученые завершили программу исследований ледников на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, островах Де-Лонга и Земле Франца-Иосифа.
Произведенная радиолокационная съемка и аэрофотосъемка продуцирующих ледников позволит определить характеристики айсбергов и выявить зоны их интенсивного образования
В области гидрологии ученые с помощью считывания данных с 13 притопленных автономных буйковых станций получили уникальные результаты измерения волнения моря в течение года, а также данные об осадках ледяных образований и течениях.
В работе экспедиции также принимали участие специалисты-геологи, которые проводили работы по описанию опорных геологических разрезов с целью снижения геологических рисков при организации будущей хозяйственной деятельности на шельфе Арктики.
В ходе «Кара-лето-2016» была выполнена профилактика 7 ранее установленных автоматических метеостанций и 6 широкополосных сейсмических станций, а также установлена 1 новая метеостанция – на побережье Хатангского залива.
Именно там в рамках летней экспедиции было начато строительство 1й научно-проектной базы Роснефти, с которой будет выполняться круглогодичный мониторинг природно-климатических условий, а в зимний период будут проведены ледоисследовательские работы в юго-западной части моря Лаптевых.
Особое внимание в ходе экспедиции было уделено изучению популяций белого медведя и моржа, а также мониторингу морских млекопитающих и птиц.
Все проведенные исследования выполнены с учетом повышенных требований к промышленной и экологической безопасности.
Стоит отметить, что биологи экспедиции оказали помощь работникам метеостанции о Тройной в Карском море, которые были блокированы в здании в связи с появлением на острове 10 особей белого медведя.
Благодаря профессиональным действиям специалистов экспедиции полярники вернулись к нормальному режиму работы.
Если в 2014 г экспедиция Кара-лето-2014 г проходила под пристальным вниманием Greenpeace, то уникальная операции по изменению маршрута движения айсберга пытливых экологов-активистов не заинтересовала.