Об этом сообщила пресс-служба Российских железных дорог (РЖД) со ссылкой на данные Института экономики и развития транспорта.
Общий объем погрузки угля в сентябре составил 26,6 млн т, что на 4,1% больше августовского показателя.
Экспортные перевозки в восточном направлении снизились достигли 9,9 млн т. Отмечается, что всего на экспорт по железной дороге в сентябре было отправлено 14,6 млн т угля, что на 8,4% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
Также отмечается, что для выполнения заявленного объема перевозок в сентябре было достаточно 304 тыс. полувагонов. Однако фактически содержалось на 80 тыс. больше, что к тому же превышает расчетный парк на 26%.
Всего в восточном направлении было погружено 55% угля, при этом 84% экспортного груза перевозилось в инновационных вагонах.
По данным РЖД, в конце сентября эффективность внешних поставок энергетического угля улучшилась. Это в компании объясняют продолжающимся снижением ставок аренды полувагонов и ставок перевалки в портах Тамань и Усть-Луга.
Также компания заявляет:
- технологические меры по работе с избыточным подвижным составом продолжают позитивно влиять на качественные показатели перевозок;
- участковая скорость в грузовом движении выросла на 12,7%, а среднесуточная производительность локомотива — на 10,1% к уровню сентября 2024 г.
РЖД регулярно сталкивается с проблемой непредъявления грузов. По словам замглавы компании М. Глазкова, что объемы погрузки по итогам первого полугодия 2025 г. при условии выполнения заявок могли бы достичь уровня 2024 г. Однако в мае, июне и июле недогруз составил до 15%, особенно в угольной и строительной отраслях.
Кемеровская область накануне отчиталась о том, что по итогам девяти месяцев 2025 г. выполнила план по экспорту угля на востоке. Региону удалось выполнить свои обязательства в соответствии с соглашением с РЖД, несмотря на отставание в 0,8 млн т в первом полугодии 2025 г. Напомним, что соглашение с Кузбассом предусматривает вывоз в восточном направлении 54,1 млн т угля в 2025 г.
В конце сентября стало известно о том, что Минтранс РФ подготовил законопроект с поправками к статье 10 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» для внедрения механизма ship-or-pay («вези или плати»). По этой схеме риск поставки и транспортировки несет отправитель, поскольку даже при отсутствии ранее согласованного для перевозки груза он обязуется платить перевозчику за транспортировку. Грузоотправитель оплачивает логистику, резервируя пропускные мощности.
Автор: А. Игнатьева