Об этом сообщила пресс-служба Кремля.
Поддержать угольную отрасль!
Основной темой встречи стало развитие угольной отрасли, но эта часть совещания прошла в закрытом режиме.Сообщается лишь, что с докладами выступили главы Минэнерго, Минтранса, Минэкономразвития и Минфина РФ С. Цивилев, Р. Старовойт, М. Решетников и А. Силуанов, а также губернатор Кемеровской области И. Середюк.
По итогам совещания С. Цивилев кратко проинформировал об итогах совещания:
- 1м вопросом было развитие угольной отрасли в РФ и преодоление вызовов, которые стоят на сегодняшний момент перед ней,
- российские угольщики обеспечивают теплом и электроэнергией жителей нашей страны, поставляют свою продукцию на металлургические заводы в РФ и на экспорт,
- по результатам рассмотрения поручено в кратчайшие сроки разработать меры по поддержке угольной отрасли,
- 2м вопросом обсуждалась программа социально-экономического развития Кузбасса, ее продление до 2030 г., она также будет в кратчайшие сроки доработана и утверждена.
По данным Росстата, добыча угля в России за 10 месяцев 2024 г. снизилась на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составила 347 млн т.
Сальдированный убыток угольных компаний РФ в январе-сентябре 2024 г. составил 91,3 млрд руб. против 380,4 млрд руб. прибыли годом ранее.
В Кемеровской области за 10 месяцев 2024 г. добыча угля сократилась на 8,2%, до 163,8 млн т, на экспорт из региона было направлено 143,7 млн т угля, что на 9,8% меньше, чем в январе-октябре 2023 г.
И. Сердюк ранее сообщал, что добыча угля в Кузбассе в 2024 г. может сократиться на 8,4% к 2023 г. и составит 196 млн т.
При этом Кузбасс готов увеличить поставки на 25%, для этого была проведена модернизация, введены новые лавы, создана вся необходимая инфраструктура, в т.ч. погрузочная.
Однако погрузка каменного угля на сети РЖД в январе-ноябре 2024 г. снизилась на 6,2% к аналогичному периоду 2023 г. и составила 301,3 млн т.
Сдерживающим фактором выступает недостаточно высокая пропускная способность Восточного полигона РЖД (БАМ + Транссиб).
В 2022 г. РЖД объявили о завершении 1го этапа развития Восточного полигона, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн т, 2й этап программы, рассчитанный до конца 2024 г., должен увеличить общую пропускную способность Восточного полигона до 180 млн т/год.
Однако несмотря на расширение номинальной провозной способности Восточного полигона и высокой загруженности этого направления, имеющиеся мощности используются не полностью:
- в 2023 г. при номинальной возможности Восточного полигона в 173 млн т/год было фактически перевезено 150,5 млн т грузов,
- в 2024 г., по прогнозам Минтранса, фактический вывоз грузов ожидается в объеме 161,7 млн т при провозной мощности 180 млн т/год.
Между тем, инвестпрограмма РЖД в 2025 г. может сократиться на 36,7% по сравнению с показателем 2024 г. и составить 834 млрд руб., в т.ч. инвестиции в Восточный полигон - в 4,8 раза, до 75 млрд руб.
Пр иэтом тарифы РЖД растут - с 1 декабря 2024 г. тарифы на грузовые ж/д перевозки повышены на 13,8% и отменены понижающие коэффициенты 0,4 и 0,895, касающиеся экспортных перевозок угля.
В качестве мер поддержки угольной отрасли Минэнерго РФ в конце ноября 2024 г. по итогам заседания комиссий Госсовета по энергетике и транспортной системе предложило:
- вернуть понижающие коэффициенты и скидки на ж/д-перевозку угля в западном направлении для стимулирования поставок в порты Северо-Запада и Юга России,
- заключить соглашения о вывозе угля с 6 угледобывающими регионами и Новосибирской областью.
Еще одним направлением поддержки угольной отрасли стала работа с экспортными пошлинами:
- в начале мая 2024 г. правительство РФ приняло решение об отмене экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит на период с 1 мая по 31 августа 2024 г., в конце августа отмена пошлины была продлена до декабря 2024 г., а в ноябре - до конца 2024 г.,
- с декабря 2024 г. отменена пошлина на коксующийся уголь,
- с 1 января 2025 г. пошлины на антрацит, коксующийся и энергетический уголь перестанут действовать,
- определены условия вывода из-под действия экспортных пошлин бурого угля - пошлина на этот вид угля не будет действовать, если в календарном месяце среднее значение фактической экспортной цены на него не превышает 63 долл. США/т.
Наибольший эффект может оказать сокращение ставок аренды полувагонов или субсидия из бюджета.
Восток и ВСМ
Также в ходе совещания обсуждалось снижение административной нагрузки на бизнес, в т.ч. за счет развития цифровых сервисов, технологии искусственного интеллекта (ИИ), развитие высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург, запуск нового зимовочного комплекса (НЗК) на станции Восток в Антарктиде и др. вопросы.НЗК Восток
2 декабря 2024 г. в промышленную эксплуатацию был введен новый зимовочный комплекс (НЗК) на внутриконтинентальной станции Восток в Антарктиде.Проект был запущен в 2020 г. в связи с необходимостью полной замены строений Антарктическая научная станция (АНС) Восток, большая часть которых полностью занесена снегом.
НЗК состоит из 5 модулей общей длиной 140 м, максимальной высотой 17,5 м и площадью около 3 тыс. м2.
Корпус новой станции по периметру защищен утеплителем толщиной от 0,8 до 1 м, что позволяет поддерживать температуру +25°С в жилых помещениях, лабораториях, рабочих зонах и технических отсеках при температуре наружного воздуха ниже -80°С.
Стоимость проекта НЗК Восток составила 11,9 млрд руб., из них 70% или 8,3 млрд руб. составило государственное финансирование, НОВАТЭК вложил в этот проект 3,6 млрд руб. и полностью передал это в собственность государства.
О реализации проекта доложил глава Минприроды РФ А. Козлов.
Тезисы от А. Козлова:
испытание полярной зимой комплекс Восток прошел успешно, комплекс абсолютно готов к функционированию, группа полярников, которая будет работать на Востоке в 1й сезон, уже прибыла на станцию? это 14 наших ученых Арктического и антарктического института, Санкт-Петербургского горного университета и Петербургского института ядерной физики, все они будут заниматься научно-исследовательской деятельностью: - климатические исследования - анализ древнего льда, который изучают в Антарктиде, позволяет восстановить изменения, которые происходили сотни тысяч лет назад с температурой воздуха, газовым составом атмосферы, в т.ч. концентрацией парниковых газов и др. показателями,
- биогеохимические и микробиологические исследования - сбор образцов снежного покрова и льда для последующего изучения,
- готовится научный поход вглубь материка на 300 км - на Купол-Б для определения точки для будущего бурения скважины по поиску самого древнего льда возрастом полтора 1,5 млн лет,
- изучение подледникового озера, над которым находится станция - в этом сезоне ученые Арктического и антарктического института протестируют в сверхглубокой скважине экологически безопасную заливочную жидкость, которая понадобится для бурения, далее планируется выход на проект и создание непосредственно самой буровой установки, Горный институт готов этим заниматься.
- вся научная работа, которую ведут российские ученые в Антарктиде, признается международным научным сообществом, потому что «Белый континент» - это территория, где земля открывает свои тайны не политикам, а ученым [научная деятельность Росгеологии в Антарктиде, ведущаяся в строгом соответствии с международными соглашениями, крайне нервирует Великобританию и служат почвой для инсинуаций о планах России по добыче нефти на шельфе Антарктиды - прим. ред.].
ВСМ
Старт проекту строительства ВСМ протяженностью 679 км, которая позволит перемещаться между Москвой и Санкт-Петербургом за 2 часа 15 минут, В. Путин дал в феврале 2024 г.По текущему статусу развития ВСМ докладывал вице-премьер РФ В. Савельев.
Тезисы от В. Савельева:
- правительством проделана следующая работа:
- в июне выпущено распоряжение правительства об утверждении основных условий концессионного соглашения, оно содержит организационную модель и сроки реализации основных этапов проекта ВСМ,
- в июле подписано концессионное соглашение, концедентом определен Росжелдор, концессионером выступает ВСМ Две столицы - концессионер будет вести строительство магистрали за счет собственных и заемных средств и получит право владения и пользования инфраструктурой,
- в июле распоряжением правительства утвержден паспорт инвестпроекта ВСМ Москва - Санкт-Петербург,
- распоряжением правительства в августе Росжелдору были выделены 3 млрд из 28,5 млрд руб., необходимых для оформления и изъятия земельных участков, средства на дальнейший выкуп предусмотрены в федеральном бюджете на 2025-2027 гг.,
- в августе подписали договор на поставку высокоскоростного подвижного состава между ГТЛК, Уральскими локомотивами и ВСМ Две столицы,
- в конце ноября подписан закон, создающий правовые основы для создания высокоскоростного железнодорожного транспорта;
- Минпромторгом РФ осуществляется постоянный контроль работ по производству подвижного состава для ВСМ, 10 декабря между РЖД и ВСМ Две столицы подписан договор генерального подряда на строительство инфраструктуры,
- РЖД работает над проектированием и строительством магистрали:
- трасса ВСМ Москва - Санкт-Петербург состоит из трех участков: вход ВСМ в Москву (участок Крюково - Алабушево - Москва), вход ВСМ в Санкт-Петербург (Обухово-2) и высокоскоростной участок трассы (участок Крюково - Обухово-2),
- РЖД уже ведут строительство участка входа в Москву, в октябре приступили к строительству входа в Санкт-Петербург,
- проводим работу по проектированию высокоскоростного участка трассы, завершение проектирования и получение разрешения Главгосэкспертизы на строительство участка запланировано на июль 2025 г., в 1м квартале 2025 г. планируем приступить к строительству;
- преимуществом строительства отдельной линии ВСМ является высвобождение кратчайшего пути для перевоза грузов в направлении портов Северо-Западного бассейна, а также в направлении портов Лавна и Мурманск, прирост провозной способности оцениваем в 30 млн т/год, при этом РЖД не потребуется инвестировать более 0,5 трлн руб. в развитие отдельного грузового направление Дмитров - Унга.
Отдельной темой стало финансирование ВСМ.
Согласно паспорту проекта, объем средств на реализацию проекта ВСМ составляет 2,165 трлн руб. без учета НДС, из них на создание инфраструктуры предусмотрено 1,755 трлн руб., в т.ч. 648 млрд руб. составит заемное финансирование от синдиката банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Совкомбанк.
Оставшуюся часть суммы составят средства негосударственных пенсионных фондов, акционерный капитал, средства ФНБ и капитальный грант на оформление и выкуп земельных участков.
На закупку высокоскоростных поездов предусмотрено еще 410 млрд руб. - до 2030 г. запланирована поставка 43 поездов.
В. Путин поинтересовался, есть ли окончательное решение по предоставлению заемных банковских средств и, не получив однозначного ответа, сравнил ситуацию с заключением брака, когда должны быть поставлены подписи.
Глава Сбербанка Г. Греф уточнил, что до 20 декабря должно быть финансовое закрытие сделки, для чего требуется досогласовать 2 документа с Минфином.
Г. Греф также отметил, что важно удержать проект в запланированных финансовых рамках (за исключением объективных факторов, таких как удорожание ставки Центрального банка и объективная инфляция).
В. Путин признал неизбежность удорожания, но одновременно обратил внимание производителей и профильные министерства на неприемлемость прикрытия объективными обстоятельствами, в т.ч. ростом ключевой ставки, безосновательного роста цен.
О работе Минпромторга по подвижному составу для ВСМ доложил А. Алиханов.
Тезисы от А. Алиханова:
- группа Синара готовит фундамент, стройка идет для 2 новых корпусов [площадка для производства поездов для ВСМ разворачивается на базе Уральских локомотивов в г. Верхняя Пышма - прим. ред.], строительство будет завершено к началу 2026 г.,
идет проектирование всех ответственных узлов, которые обеспечивают безопасность движения на скорости до 400 км/ч, - разрабатываем инновационные двухосные моторные, немоторные тележки, тормозное оборудование повышенной надежности, системы поддержания высокой устойчивости,
- идет создание нового асинхронного высокооборотного электродвигателя мощностью 650 кВт, за его разработку отвечает одно из профильных предприятий Транснефти [челябинские Русские электрические двигатели, СП Транснефти и Конара - прим. ред.], подготовлена 3D-модель силового агрегата, проведены предварительные расчеты нагрузок,
- промышленность все задачи, которые перед нами сейчас стоят по развитию высокоскоростного движения в нашей стране, готова обеспечить.