USD 98.2236

+0.17

EUR 105.7086

-1.18

Brent 74.69

-0.5

Природный газ 2.756

+0.01

3 мин
...

Рентабельность экспорта угля из России даже при господдержке может не выйти в плюс

По расчетам NEFT Research, отмена экспортной пошлины и скидки к тарифам РЖД только снизят среднюю убыточность поставок, которая сейчас оценивается в 4,5 тыс. руб./т в зависимости от направления и вида.

Рентабельность экспорта угля из России даже при господдержке может не выйти в плюс

Москва, 7 ноя - ИА Neftegaz.RU. Рентабельность экспорта угля из РФ даже при предоставлении обсуждаемых в российском правительстве мер поддержки не выйдет в плюс.
Об этом сообщает газета Коммерсантъ со ссылкой на презентацию NEFT Research «Анализ экономики экспорта российского угля».

По расчетам NEFT Research:
  • отмена экспортной пошлины и скидки к тарифам РЖД только снизят среднюю убыточность поставок, которая сейчас оценивается в 4,5 тыс. руб./т в зависимости от направления и вида;
  • выправить ситуацию может, например, развитие экспорта через южные и северо-западные порты;
  • отмена экспортной пошлины позволит улучшить экономику на 340-650 руб.,
    • возврат понижающих коэффициентов и дополнительная скидка к тарифу РЖД - еще на 240-720 руб.;
  • наибольший эффект может оказать сокращение ставок аренды полувагонов или субсидия из бюджета - от 434 руб. до 3,7 тыс. руб./т.
В качестве основных направлений поддержки рассматриваются юг и северо-запад из-за загруженности Восточного полигона и кэптивности значительной части дальневосточных портов.

Причина снижения доходности поставок

Основной причиной сокращения доходности поставок является падение мировых цен.
На этом фоне повысилась фискальная нагрузка, нагрузка со стороны РЖД и логистических компаний.

По расчетам NEFT Research:
  • с точки зрения поддержки отрасли значимый эффект могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию или перераспределению потоков;
  • но даже после этого доходность угольщиков останется в красной зоне, и при отсутствии увеличения цен целесообразно говорить о мерах прямого субсидирования.
По данным Росстата:
  • по итогам января-августа 2024 г. угольные компании получили сальдированный убыток в 4,9 млрд руб.

Убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд руб. против 783 млрд руб. и 357 млрд руб. прибыли в 2022 и 2023 гг.
Доля прибыльных компаний за 8 месяцев 2024 г. упала до 48% против 60,7% в 2023 г., доля убыточных - повысилась с 39,9% до 52%.
28 октября 2024 г. Ъ со ссылкой на подсчеты АЦ ТЭК сообщал, что угольная отрасль на фоне падения цен стоит на грани банкротства.

Отмечалось, что Минэнерго России предлагает ввести следующие антикризисные меры в отрасли:
  • продлить на 2025 г. соглашения по вывозу угля на экспорт из Кемеровской области, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области;
  • заключить аналогичное соглашение для вывоза угля из Новосибирской области в порты северо-запада и юга в объеме 20 млн т;
  • возобновить действие понижающих коэффициентов в тарифе РЖД для экспорта угля и предоставить скидку в 12,8% в направлении портов северо-запада и юга;
  • обеспечить индексацию железнодорожного тарифа на 2025 г. для угля на уровне инфляция минус 0,1%;
  • отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 г. и добиться переговоров с Китаем об отмене импортной пошлины для угля из России.
Замглавы Минфина РФ А. Сазанов в октябре 2024 г. отмечал, что в отношении энергетического угля до конца года планируется сохранить нулевую экспортную пошлину, а на коксующийся уголь действие пошлины на этот срок, скорее всего, сохранится.
Правительство РФ отменило экспортную пошлину на бурый уголь при цене выше 63 долл. США/т.
Напомним, курсовая экспортная пошлина на ряд товаров, в т.ч. уголь, была введена как мера поддержки рубля и сдерживания инфляции с 1 октября 2023 г. в размере от 4% до 7% в зависимости от курса рубля к доллару США.
Пошлина для угля действовала до конца 2023 г., январе-феврале 2024 г. она не взималась, но с 1 марта 2024 г. этот механизм был восстановлен сроком на год, до 28 февраля 2025 г.
С 1 мая по 31 августа 2024 г. для поддержки предприятий отрасли правительство России эту пошлину временно отменило.

В начале 2025 г. начнет действовать повышенный в зависимости от цен на уголь НДПИ.
Продление соглашений о вывозе угля с регионами поддерживают в Минэнерго РФ и Минтрансе РФ, однако против выступает РЖД.

Тезисы источника Ъ среди угольных компаний:
  • с общими выводами аналитиков согласен;
  • но убыточность поставок угля из Кемеровской области в зависимости от направления - 1,5-2 тыс. руб./т;
  • улучшить экономику экспорта можно за счет ограничения арендных ставок полувагонов и стоимости перевалки в портах.
Руководитель направления консалтинга NEFT Research А. Котов:
  • Восточный полигон исчерпал свои возможности, а выгодный логистический маршрут в АТР - через южные порты;
  • меньше везти по РЖД и короткий фрахт, но при высоком профиците портовых мощностей, особенно на южном направлении, текущие оценки до 2032 г. показывают сохранение высокого дефицита провозной способности железных дорог.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram