USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.33

-0.08

Природный газ 3.044

+0.06

2 мин
...

Правительство РФ обсуждает отмену курсовой экспортной пошлины на уголь

На заседании комиссии Госсовета РФ по энергетике правительству было рекомендовано отменить курсовую экспортную пошлину на уголь или ввести цену отсечения, чтобы при низких мировых ценах пошлина обнулялась.

Правительство РФ обсуждает отмену курсовой экспортной пошлины на уголь

Москва, 25 апр - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ рассматривает возможность отмены экспортных курсовых пошлин на уголь с 1 мая 2024 г.
Об этом 25 апреля 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на 3 источника, знакомые с ситуацией.

Новая отмена экспортной пошлины

Возможность отмены курсовой экспортной пошлины для угля обсуждается в связи с падением цен на уголь до минимума за 3 года.
По данным одного из источников Ъ, отмена пошлины может стать временной, как это было в январе-феврале 2024 г.
Документально отмена пошлина не требует изменения закона, она может быть оформлена постановлением правительства, которое может выйти непосредственно накануне изменений.

Альтернативой экспортной пошлине для компенсации выпадающих доходов бюджета может стать увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь.
Такую замену правительство РФ и угольные компании обсуждали, но в итоге сторонам не удалось прийти к консенсусу и в итоге был выбран вариант с восстановлением экспортной пошлины.
Замминистра энергетики РФ С. Мочальников в интервью Ведомостям 22 апреля сообщил, что возврата к НДПИ не должно быть, по крайней мере, в ближайшее время.

На заседании комиссии Госсовета РФ по энергетике 11 апреля 2024 г. правительству было рекомендовано отменить курсовую экспортную пошлину на уголь или ввести цену отсечения, чтобы при низких мировых ценах пошлина обнулялась.

Курсовая пошлина на уголь

Курсовая экспортная пошлина на ряд товаров, в т.ч. уголь, была введена с 1 октября 2023 г. как мера поддержки рубля и сдерживания инфляции.
Размер экспортной пошлины с привязкой к курсу рубля (курсовой ренты) составляет:
  • 0% стоимости при среднем значении курса до 80 руб./долл. США за период мониторинга,
  • 4% - при курсе 80-85 руб./долл. США,
  • 4,5% - при курсе 85-90 руб./долл. США,
  • 5,5% - при курсе 90-95 руб./долл. США,
  • 7% - при курсе более 95 руб./долл. США.
С начала апреля 2024 г. курс рубля в среднем составлял 93,0607 руб./долл. США.

Пошлина для угля действовала до конца 2023 г., январе-феврале 2024 г. она не взималась.
Однако с 1 марта 2024 г. этот механизм был восстановлен сроком на год, до 28 февраля 2025 г.

На пороге кризиса?

На заседании комиссии Госсовета РФ по энергетике 11 апреля 2024 г. губернатор Кемеровской области - Кузбасса С. Цивилев подчеркнул, что обстановка в угольной отрасли складывается непростая.
Негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов оказывают:
  • снижение мировых цен на уголь,
  • ограничение вывоза угля железнодорожным транспортом,
  • изменения в таможенном регулировании.
С. Мочальников заявил, что Минэнерго РФ наблюдает предпосылки развития тяжелого кризиса в угольной промышленности.
На фоне падения цен в 4м квартале 2023 г. убытки отрасли составили 13 млрд руб., а в 1м квартале 2024 г. показатель оценивается уже в 40-50 млрд руб.

Угольная отрасль в 2024 г. находится под угрозой сокращения добычи, особенно в сегменте более дешевых энергетических углей.
Тенденция уже просматривается - добыча угля в Кемеровской области в 1м квартале 2024 г. сократилась на 2% меньше в годовом сравнении, до 52,8 млн т, в т.ч. добыча угля коксующихся марок выросла на 1,8%, до 17,3 млн т, энергетического угля - снизилась на 3,8%, до 35,5 млн т.
Угледобывающая компания Колмар в республике Саха (Якутия) из-за переизбытка угля на складах и перегруженности ж/д-линий приостановила работу 2 обогатительных фабрик, 1 одна работает только на 50%.
Глава Русского угля В. Коротин сообщил, что сейчас поставки угля на экспорт после вычета затрат на логистику идут ниже себестоимости как на восточном, так и на западном направлении.
Отмена пошлины позволит выйти в слабо положительный результат, но без существенных изменений условий работы, в частности, снижения стоимости перевалки и цен на полувагоны, достичь прибыльности вряд ли получится.
Без существенных изменений внешних факторов компании будут вынуждены снижать капитальные вложения, что будет иметь долгосрочный негативный эффект.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram