Москва, 4 мар - ИА Neftegaz.RU. Вопросы транспортировки угля предприятий Иркутской области в восточном направлении обсудили представители РЖД, правительства Иркутской области и компаний – экспортеров.
Об этом сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал РЖД).
По информации 1го заместителя начальника Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД А. Хатьянова, по итогам 2022 г. вывоз угля с территории Иркутской области вырос на 8% YoY, при этом на экспорт рост составил 3%.
По результатам 1 кв. 2022 г. в восточном направлении прогнозируется рост погрузки на 15% выше показателей аналогичного периода 2021 г.
В связи с изменившимися логистическими цепочками клиентов ж/д транспорта и значительным увеличением транспортировки грузов на Восток компаниям Иркутской области было предложено рассмотреть возможность и альтернативных направлений сбыта - как на внутренний рынок, так и на экспорт через порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Напомним, 7 сентября 2022 г., выступая на ВЭФ, президент РФ В. Путин признал, что прежнее решение не расширять Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую магистрали было принято ошибочно из-за недооцененных объемов перевозок, прежде всего угля, на восточном направлении.
Замминистра энергетики РФ С. Мочальников заявил, что Россия будет увеличивать экспорт угля с 2024 г., используя все логистические возможности.
Модернизация Восточного полигона должна поспособствовать увеличению пропускной способность магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока:
- 1й этап проекта предусматривает увеличение провозной способности БАМа и Транссиба на 66,8 млн т/год к уровню 2012 г. - до 124,9 млн т/год;
- 2й этап - рост пропускной мощности БАМа и Транссиба до 180 млн т/год, его планируется завершить в 2024 г.
На совещании было отмечено, что РЖД активно модернизирует БАМ и Транссиб, расширяя их возможности, закупают новые локомотивы, наращивают количество сдвоенных и тяжеловесных поездов.
По данным РЖД:
- погрузка на ВСЖД в феврале 2023 г. составила 4,5 млн т.
- это на 1,3% ниже, чем в аналогичном периоде 2022 г;
- железной дорогой в январе – феврале погружено:
- каменного угля – 4,6 млн тонн (+6,1% к январю – февралю 2022 г.);
- нефти и нефтепродуктов– 1,4 млн тонн (+1%);
- руды железной и марганцевой – 632,4 тыс. тонн (-11%);
- лесных грузов – 345,5 тыс. тонн (-40,4%);
- строительных грузов – 262,7 тыс. тонн (рост в 1,5 раза);
- промышленного сырья и формовочных материалов – 242,3 тыс. тонн (-23%);
- химикатов и соды – 58,8 тыс. тонн (-16,2%);
- химических и минеральных удобрений – 43,1 тыс. тонн (+24%);
- цемента – 42,9 тыс. тонн (+1,4%);
- лома черных металлов – 37,1 тыс. тонн (-35,5%);
- зерна – 11,2 тыс. тонн (рост в 2 раза);
- кокса – 11,1 тыс. тонн (+10%).
В 2023 году на БАМе в границах ВСЖД планируется:
- построить:
- 5 разъездов,
- 6 двухпутных вставок;
- возвести:
- вторые пути на 4х перегонах,
- дополнительные приемо-отправочные пути на станции Таксимо;
- реконструировать станцию Северобайкальск;
- модернизировать 20 объектов энергетики.
В последние годы объемы перевозок грузов в направлении Дальнего Востока существенно увеличиваются.
В целях освоения перспективного грузопотока на ВСЖД в текущем году запланирована модернизация 41 объекта инфраструктуры.
Реконструкция и строительство магистральной инфраструктуры позволит увеличить пропускную способность участков БАМа, расположенных в границах ВСЖД, до 43 пар поездов в сутки, и на участках Транссиба – до 154 пар поездов в сутки.
Восточно-Сибирская железная дорога проходит по территории Иркутской области, Бурятии, частично по Забайкальскому краю и Якутии.
Автор: А. Гончаренко