Об этом ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК, глава Роснефти, И. Сечин предупредил президента РФ В. Путина в письме, о котором 16 марта 2021 г. сообщил Ъ.
Тезисы И. Сечина:
- в августе 2018 г. на совещании комиссии по ТЭК в г. Кемерово было принято решение расширить Восточный полигон так, чтобы он пропускал на восток 195 млн т/год российского угля к 2025 г., в т.ч. не менее 100 млн т/год в направлении портов Приморского края и не менее 85 млн т/год на Ванино-Совгаванский узел в Хабаровском крае,
- госструктуры и инфраструктурные компании не только не представили планы воплощения этих решений в жизнь,
- более того, в последнее время предпринимаются усилия для ревизии и/или торможения принятых решений с целью развернуть потоки экспортируемого угля в направлении порта Тамань,
- попытки нерыночного принуждения участников рынка к перенаправлению экспорта на порт Тамань, где ставки перевалки составляют 17-18 долл. США/т, что более чем в 1,5 раза превышает тарифы в Ванино, экономически неоправданны,
- они не отвечают задачам развития российской угольной промышленности и могут привести к потере Россией доли на угольных рынках АТР.
По данным Ъ, В. Путин 2 марта 2021 г. поставил на письме И. Сечина резолюцию «согласен».
Поднятые в письме вопросы прорабатывает правительство РФ.
Премьер-министр РФ М. Мишустин 15 марта поручил правительству совместно с РЖД подготовить детальный план по увеличению пропускной способности Восточного полигона и проработать источники его финансирования.
Отметим, что РЖД план ускоренной модернизации Восточного полигона железных дорог - Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб) - представила еще в феврале 2020 г.
План включает перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции, чтобы увеличить провозные способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.
Сроки реализации проектов запланированы на 2023 г., т.е. предусматривается сокращение как минимум на 1 год.
Между тем ОТЭКО М. Литвака, которой принадлежит терминал в Тамани, отрицает нерыночность своих тарифов на перевалку.
Сам перевалочный комплекс построен за счет собственных средств ОТЭКО в рыночных условиях, без привлечения госфинансирования.
При этом терминал способен принимать самые крупные проходящие через Босфор на регулярной основе суда дедвейтом до 220 тыс. т, что является существенным преимуществом для любого грузоотправителя.
Ставка на перевалку угля на терминале в Тамани находится на одном уровне со ставками ведущих, а также сопоставимых по доступным мощностям перевалочных комплексов Дальневосточного морского бассейна.
Согласно данным Argus Russian Coal на 5 марта 2021 г., ставки на перевалку в порту Тамань составляли 13,88 долл. США/т, в Ванино и порту Восточный - 13,5 долл. США/т.
Автор: А. Чижевский